герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Эклектика, ругательное слово
полет
anna_bpguide


                                                                                                                     Андрею Львовичу Пунину

Когда я училась, слово «эклектика» было ругательным. «Ампир» было словом солидным, а в компании с прилагательным «русский» превращалось в аттестат художественного качества: белое, округлое, добротное, с золотом. «Русский ампир» назывались книги и статьи, там был честный мастер Захаров, легкомысленный проныра Томон, удачливый Воронихин и Карло Росси, о котором говорили почти в тех же выражениях, как за сто лет до того о Рафаэле.

Их строения, правда, стояли в городе, по большей части застроенном совсем другими зданиями. Но те, другие, как бы не замечались. Они создавали городскую среду, выстраиваясь сплошными фасадами вдоль тротуаров, и все спешили по этим тротуарам мимо, к главным сооружениям, к шедеврам. Важны были точки: Адмиралтейство, Зимний дворец. Пространство города казалось фоном. Ну и что, что атланты, колонны, мраморные лестницы и мозаики на полу. «Что вы, это же эклектика…»

И Андрей Львович Пунин, специалист именно по архитектуре этого времени, с удовольствием пересказывал старую шутку про заказчиков той поры:
«Что, барин, в каком стиле строить будем? – Строй во всех, за все уплочено!».


Когда «во всех» – это и есть эклектика.



Вот из этой-то эклектики и состоит Будапешт. И здесь видно, насколько этот стиль – к месту и ко времени. Он естественен в Будапеште равно и настолько так же, как естественна высокая классика дорики и ионики в Афинах Перикла и деревянные избы в северных русских селах.

Людям второй половины XIX века он подходит как хорошо сшитый костюм, как сюртук: и прилично, и движений не стесняет, и в обществе показаться можно. Его еще называют романтизмом, боз-аром (фр. beaux-arts, «изящные искусства») или историзмом. Суть-то за всеми названиями скрывается одна: заглянуть в историю искусства и выбрать то, что подойдет.

Дело даже не в том, что надоел классицизм (а он надоел). Как раз к середине XIX века повсюду открылись музеи и библиотеки. Публике стала доступна информация о сооружениях древности, Средневековья или Возрождения. Общая образованность тоже повысилась, газеты читали все, за новостями науки старались следить.

Заказчики изменили пожелания. Говорили теперь не «как у соседа, но лучше», а «как у Людовика XIV, только вместительнее», «как у Строцци во Флоренции, только удобнее». Образцы-то – вот они, на расстоянии трех трамвайных остановок, в библиотеке, в музее.




Надо представить, насколько как раз тогда расширился кругозор таких частных заказчиков. Их отцы видели из архитектуры то, что вокруг. Ну, кто-то в Вену съездит, кто-то в Париж – и нет принципиальных различий, из Будапешта или из Петербурга. Все равно это разовые поездки, без возможности зафиксировать увиденное, без возможности проанализировать и понять.

И вдруг – вот оно. На этой странице Египет, на той Ассирия, тут Людовик тот, там этот. И я не представляю себе, что могло бы удержать заказчика от формулировки техзадания в духе «сделайте, как на этой картинке».

Тем более, что и архитектор на те же картинки смотрит, и они ему тоже очень нравятся.




Впрочем, как раз мы-то и можем представить этот внезапный вал архитектурной информации – примерно то же самое пережили, получив интернет. «А как выглядит Зеркальный зал Версаля?» А вот так! А что там на крыше у того дворца в Париже, на углу? А вот что!



Дело не в том, что у архитектора стало больше книг. Важно, что они стали доступны заказчикам. Тем, кто строит себе дома в городе; жить в них или в аренду жильцам сдавать – не важно. Важно, что круг образов, которые крутятся в голове у заказчика, его собственным жизненным опытом уже не ограничивается. Перед ним вся история архитектуры, с античностью, с готикой, с ренессансом и далее со всеми остановками.



В России архитектор Гавриил Васильевич Барановский издал труд в семи томах под названием «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века». Издал поздно, уже в начале века ХХ, и его книгой воспользоваться мало кто уже успел, но другого примера нет под рукой.



Выглядит его свод данных так:
Т. 1. Архитектура исповеданий.
Т. 2. Общественные здания.
Т. 3. Выставки, зрелища, спорт и т. п.
Т. 4. Жилища и службы.
Т. 5. Улицы, площади, парки.
Т. 6. Части сооружений.
Т. 7. Детали.

И все – с картинками, с картинками, с картинками.




Такие бывают лестницы.


Такие – кирпичные карнизы и пояски.


Дымовыми трубами интересуетесь? Пожалуйста.

Фронтоны – на любой вкус.


И когда греческий храм соседствует с ренессансным дворцом в одной книге, на соседних страницах, рано или поздно они будут соседствовать и в одном городе, на соседних улицах.

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…».

Это Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», причем год написания – еще 1831-й, Карл Росси еще Сенат с Синодом достраивает. Еще строится каменный манифест того самого русского ампира, фактически программа прямо противоположной позиции, не приемлющей ни готического, ни восточного, ни тем паче смешенного – Театральная улица, улица зодчего Росси.




(Выразительная фотография, кстати. Идеальные линии, строгие пропорции, совершенный ритм – вот только люди такой улице противопоказаны).

Так что если писать книгу про архитектуру эклектики, слова Гоголя будут в ней прологом, а «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Барановского – эпилогом.

Посередине как раз поместится пол-Петербурга.




И весь Будапешт.

Продолжение следует:
Из тех времен http://anna-bpguide.livejournal.com/127020.html
Эклектика, буржуазная архитектура http://anna-bpguide.livejournal.com/127271.html
Еще из тех времен http://anna-bpguide.livejournal.com/127583.html
Эклектика, человеческий порядок http://anna-bpguide.livejournal.com/127848.html

  • 1
Еще один кусочек пазла встал на место. Спасибо!

Прекрасная статья, за одним исключением. Причины модернизма в архитектуре такие же как и в остальном искусстве.
И "открылись музеи и библиотеки", "расширился кругозор частных заказчиков" - входит в этот список причин, но не является главной. Кругозор нынешних снг-вских заказчиков шире некуда, и что?
Главные причины - это возникновение новых достаточно дешевых технологий, и появление достаточно большой прослойки людей с деньгами и буржуйской психологией индивидуализма и т.д. по учебнику )

с последним согласна совершенно, и вы правы - по учебнику,
с предпоследним - не очень: о каких именно новых технологиях идет речь при строительстве доходных домов во 2 половине 19 века? принципиально новых?

Edited at 2013-08-26 10:35 am (UTC)

Красивое слово - Эклектика!

А серьёзно, я конечно не архитектор, а думаю, что ко времени появления смешения стилей никак не появлялись новые идеи, вот и стали смешивать краски, пардон, стили. А вскоре появились новые технологии и материалы и родился БАУХАУС. То же самое и в художественном искусстве. Сотни лет художники рисовали всё лучше и лучше и что дальше. Дальше некоторым пришла идея рисовать МЫСЛЬ.

да, некоторое время не появлялись

но есть ощущение, что не появлялись именно потому, что перед глазами было огромное богатство "старых" идей.

как перед накрытым столом: и и мясо, и паштеты, и дичь, и вина, и фрукты, и сыр, и вот там что-то еще, что неизвестно как называется и еще не пробовано, и всё тут, рядом... придумывать новое блюдо не хочется. по крайней мере, некоторое время

Очень вкусно Вы нарисовали. В том то и дело, что подошедший к этому столу повар-художник, который, конечно, считает себя Гением, обязательно подумает, а то и скажет, мол, я сотворю такое, что все ахнут. А наслаждаться паштетами, сыром, дичью и т.д. удел потребителя, а не творца.

вот об этом я уже написала продолжение )))

А можно ли ссылку на продолжение?

Как всегда, очень интересно. Спасибо!

Это следующие 4 поста - 2 с текстом, а между ними по посту с одной картинкой.

О, будем читать! Спасибо, что просвещаете!

В мое первое посещение Ленинграда я ожидал увидеть город дворцов с колоннами ....
И вдруг встретил совсем другой город, город многоэтажных домов, стеной стоящих вдоль проспектов и набережных ))
А дворцы пришлось поискать :))
Так что город из книги по Истории архитектуры, и реальный город - оказались несколько разными....

Вот-вот. Книги предлагали смотреть только на жемчужины, не обращая внимания на фон. А живем-то мы в этом самом фоне...

В этом плане очень "коварны" почти ВСЕ книги об архитектуре городов....)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account