герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Исчезнувшие павильоны будапештской подземки
полет
anna_bpguide


Вчера речь зашла о павильонах первой линии будапештского метро, знаменитой Millenniumi földalatti, «Фёльдалатти», открытой в 1896 году.
Тема эта чуть ломает образ Будапешта как города, в котором «всё как есть» со времен Франца Иосифа. Не всё. Но очень многое – что правда, то правда. Очень многое. Но – не всё.
На первой фотографии запечатлена площадь Октогон, когда она еще называлась по-венгерски , Nyolcszög tér. Это 1896 год. Слева – павильон подземки.



Просторно же тогда было на Восьмиугольной площади.





Первая линия метро шла в основном под проспектом Андраши и вела к месту празднования Тысячелетия обретения родины.
Собственно, ради того и строилась.





Архитектор Дьердь Брюггеманн (Brüggemann György , 1865-1903) спроектировал пять пар павильонов вдоль проспекта.



Альберту Шикеданцу (Albert Schickedanz, 1846-1915), автору концепции Мемориала Тысячелетия на площади Героев, поручены были станции самые представительные.




На площади Ференца Деака, например.




Это здесь. Как видите, с 1950-х все проще.




И на площади Гизеллы (ныне – площадь Вёрёшмарти; оттуда начинается улица Ваци).




Вот такие красавцы.




Этот павильон стоял на пересечении проспекта Андраши и проспекта Байчи-Жилински. В тогдашней топонимике – Sugár út и Váci körút.
Место всем знакомое: там, впереди по улице – Опера, слева за пределами кадра осталась Базилика святого Иштвана.




Странного вида картинка (видимо, открытка или рекламная иллюстрация) показывает прокладку кабеля мимо такого же павильона дальше по проспекту.



Похожие павильоны стояли и перед площадью Героев.



Как справедливо замечает http://oroksegfigyelo.blog, ближайшим аналогом этих будапештских павильонов может считаться павильон станции «Карлсплатц» в Вене,



а его источник, в свою очередь, угадывается в венецианском кватрочетно (Санта Мария деи Мираколи, 1440-1504; Скуола Сан-Марко, 1490).

Простояли павильоны не долго.
В 1911 году на площади Гизеллы затеяли строить памятник поэту Вёрёшмарти, и павильоны разобрали. В 1912 году убрали с площади Октогон. К 1924-му – и все остальные.
Вкусы изменились – такова, похоже, была основная причина. Об этом приходится себе напоминать, стряхивая очарование Будапешта, но ведь этот стиль и вправду к 1910-20 годам должен был уже выглядеть старомодным. Начинает работать Мис ван дер Роэ, выпускает свой «Манифест» Баухауз (1919), на подходе конструктивизм, а там и Ле Корбюзье с его планами переворачивания самой сути города и городского пространства… А тут – завитушки, бантики, реверансы в сторону Возрождения – архаикой всё это показалось, когда пришло время Первой мировой.

Фото и инф:
http://oroksegfigyelo.blog.hu/2014/05/14/ha_metro_akkor_modern
http://varoskepp.blog.hu/2009/03/31/a_foldalatti_volt_lejarati_csarnokai
http://www.berszangabor.hu/a-human/h14-15.htm

  • 1
Очень интересная история. Жалко, что павильоны до нас не дошли.
Спасибо за разрезы фёльдолати. Интересно, на станциях можно перейти на другую платформу не поднимаясь наверх?

Нет. Там везде рельсы посередине, платформы по бокам.

Т.е. за ошибку в спуске платишь дважды. Бяда! :))

Там нету автоматов, стоят живые контроллеры и проверяют, и то не всегда... Так что можно ошибку исправить практически безболезненно :)

Сегодня спустились с туристами как раз на Верешмарти - а контролеров-то и нету. Кофе пить пошли, что ли...

Не ))) Турникетов нет, стоят дядечки, что перейти нельзя - видно сразу, до земли - 15 ступенек.
Вообще первая линия БП метро - не столько транспорт, сколько аттракцион.
Она и идет-то: от самого модного кафе возле Дуная, через Оперу - в парк и в купальни.

Как говорили про Дерибасовскую, тут "гуляют постепенно".

> от самого модного кафе возле Дуная...
И этим разительно отличается от Вены, где отцы города задвинули дампфбан в мягко говоря неудобья.

Экая красота и ажурность! кружева и елочные игрушки в одном предмете.
На площади Деака - очень турецкая.

За купальню ее, часом, не принимали?
:-)

Какие изящные они были. Хоть б один восстановили, ведь так красиво

Хорошая была бы затея, да.

Здорово, спасибо! Досадная потеря, конечно. Присоединяюсь к желающим восстановления хотя бы одного. Раз уж даже чертежи сохранились.
А почему название Восьмиугольной площади латинизировали?

Думаю, по здравому размышлению. Хоть что-то в этом городе можно же сделать понятным для иностранцев??!
А то здесь и театр - синхаз, и ресторан - иттерем, и аптека - дьёдьсертар...
Можно ж немножно и помилосердствовать.

чертежи красивенькие, воплощение....эгхм...эрмн....ладно, молчу

угу
Кстати, музеи в это же время повсеместно открывали из тех же примерно соображений: ведь если человек на Рафаэля посмотрит, он же подличать уже не сможет, да? И если все вокруг него такое милое и очаровательное - он же ни красть, ни убивать не будет, правда?
Мысль-то хорошая, да.

жаль павильонов, вот ведь увлечение рушить, чего сами не строили. И прокатилось по всему миру, сколько в Лондоне разрушили, да и сейчас...

Да нет, как раз тут нельзя сказать, что "не сами". В 1896 поставили, в 1911 начали убирать - это все один мир; "мирные времена", "прекрасная эпоха". И тесно-то пока не было.... Видимо, именно эстетика: старомодно.

Я понимаю, но не должно быть старомодных домов, хочешь что-то строить, строй на новом месте...да, я знаю, что это невозможно.

жаль, конечно, жаль.

Ох и красота ж была. Аж избыточная,я бы сказала, - до ядовитости.

вот-вот... что-то такое
У меня равновесное состояние: и жалко эти павильончики-тортики-птичьи клетки-храмики, и как-то вполне понимаю решение их из города убрать.

Вообще, хоть один бы стоило восстановить как памятник. - Но что они сильно утяжеляют пространство, то таки да! 8-)

Я не поняла, как павильнон Карлсплац, построенный в 1899 году мог стать прообразом павильонов, построенных в 1896 году.

Вы правы. Не прообраз, конечно.
В венском павильоне ярче и четче выразилось то, что присутствовало и в будапештском. Но тут надо бы влезть глубже, и сопоставить не только даты открытия павильонов, но и даты начала проектирования... Интересная тема - взаимовлияние будапештской и венской архитектуры.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account