герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Будапешт. Дом на углу
полет
anna_bpguide


Или – угол дома. Город еще только застраивается теми шикарными зданиями, что сейчас будоражат воспоминания о «прекрасной эпохе». Труднее всего представить их новыми, «современными». Помнится, просматривая каталог какой-то библиотеки, я заметила, что если в названии книги или статьи есть слово «современный», значит, годы издания, гарантированно – шестидесятые. То все новое казалось хорошим уже оттого, что «новое», в противоположность всему «старому», а «современное» означало «новое, существующее сегодня уже».

А дома Будапешта выглядят так, как будто солидный налет старинности, антикварности заложен был уже в проекте. На эту тему в венгерском даже есть соответствующее слово patinás, от слова «патина», та, что выдает возраст бронзовых статуй.
И Будапешт совершенно прав. Он выражает в наглядных формах то, что соседка-Вена выражала в словах.

Цвейг писал: «…век, в котором я родился и был воспитан, не был веком страстей. Это был упорядоченный мир, с четким социальным расслоением и плавными переходами, мир без суеты. Ритм новых скоростей – от станков, автомобиля, телефона, радио, самолета – пока не захватил человека, и время и возраст измерялись еще по-старому. Люди жили гораздо безмятежнее, и когда я пытаюсь воскресить в памяти, как выглядели взрослые, которые окружали мое детство, то мне задним числом бросается в глаза, что многие были не по возрасту полными. Мой отец, мой дядя, мои учителя, продавцы в магазинах, музыканты филармонии в сорок лет были тучными, "солидными" мужами. Они ходили степенно, они говорили размеренно и поглаживали в разговоре холеную, частенько уже с проседью бороду. Но седые волосы были только лишним доказательством солидности: "почтенный" человек сознательно воздерживался от жестикуляции и порывистых движений, как от чего-то неприличного. Не могу припомнить, чтобы даже во времена моей ранней юности, когда моему отцу не было еще сорока, он хотя бы раз быстро взбежал или спустился по лестнице или вообще сделал что-нибудь с явной поспешностью».



Родился он в 1881-м, стало быть, вспоминает как «детство» конец 1880-х и начало 1890-х. Это как раз то время, что на фотографии. Дом под именем Fonciére-palota построен был в 1882 году; на углу не видно павильонов метро – да, как раз первая половина 1890-х, Будапешт готовится к празднованию Тысячелетия.

«Вещь немыслимая сегодня: на любом поприще молодость являлась недостатком, а старость – достоинством», – утверждает Цвейг.
«Если сегодня, в нашем совершенно изверившемся мире, сорокалетние делают все, чтобы выглядеть тридцатилетними, а шестидесятилетние – сорокалетними, если сегодня моложавость, энергичность, активность и самоуверенность задают тон, то в ту эпоху солидности каждый, кто хотел выдвинуться, должен был использовать любую маскировку, чтобы выглядеть старше. Газеты рекламировали средства для ускоренного роста бороды; двадцатичетырех- или двадцатипятилетние молодые врачи, которые только-только сдали экзамен, отращивали окладистые бороды и носили, даже когда в этом не было необходимости, золотые очки, лишь бы у своих первых пациентов создать впечатление "опытности"».



А это то же место сегодня: самое начало проспекта Андраши.
Fonciére-palota.    VI. kerület, Terézváros, Andrássy út 2.


Фото из журнала: http://humus.livejournal.com

  • 1
Кажется, помню это место. Как такие архитектурные причуды украшают город. И цитата чудесная. Вот думаю, она объясняет , почему люди на старинных фотографиях кажутся старше. Все время казалось, что это наше восприятие той моды и обстановки заставляет нас считать и людей старше.

Место ты точно знаешь, думаю )).
Если развернуться на 180 градусов, будет это: http://anna-bpguide.livejournal.com/306070.html

Потрясающая фотография!
Призраки повозок и прохожих в яркий солнечный день, значит выдержка была поряка минуты, если не больше. Фотограф возится под черной накидкой, наводя камеру на резкость по матовому стеклу, проверяет с лупой точность наводки, колдует с подъемом объективной доски, устраняя, причем не до конца, "падающие" стены домов. Затем меняет стекло на кассету с фотопластинкой, достает шибер, спускае затвор и следит за временем выдержки по карманным часам.
А все это время за ним завороженно следит мальчик. Стоит совершенно неподвижно, лишь чуть шевеля кистями рук.

Ага))))
Мальчику, видимо, велено стоять и не шевелиться. А вокруг - пусто и тихо, хотя явно - разгар дня.

Спасибо, хорошо. Когда прочитал, что город готовился к Тысячелетию, вспомнил: экскурсовод говорит у памятника Тысячелетию:" Это памятник Тысячелетию завоевания венграми своей Родины". Я помню , восхитился такой формулировке.
А купол дом , видимо , потерял во время войны?

Именно так - "Тысячелетие завоевания Родины".
Собственно, все народы когда-то на свои земли пришли, но мало кто любит вспоминать об этом.

Купол - да, в войну.

а разве сосуды не сообщающиеся? откуда же ВСЕ народы пришли на нынешние земли?

мне всегда были подозрительны универсальные теории переселений народов

1) к примеру ))) http://watermelon83.livejournal.com/518235.html
2) видимо, первоначально - из Африки?
3) как раз в процессе перемещения и формировались народы


С 3) у меня нет проблем. Хотя...ничто не остаётся постоянным, и формирование народов продолжается всё время, пока они уже сидят на своих землях. 100 лет так 100, 1000 так 1000.
с 1) и 2) не всё чисто

(a 1) я не пошла дальше 2го предложения. ненавижу мазурочный тон и цирковое содержание. и потом - это ж кто-то из "имперцев"? я о них не пачкаюсь)

Edited at 2015-01-23 02:52 pm (UTC)

Это отдельное умение - рассказать длинное и сложное коротко и весело. Мне оно жизненно необходимо )))) Про имперцев - не в курсе.

"Watching:
all_maps, all_temple, ancient_ru, art_war_ru, designs_of_viki, dieselpunk, foto_history, germany_in_pix, gordost_nazii, history_anekdot, i_future, ist_freaks_ru, layouts_ru, mil_history, military_photos, nekrasivie, potsreotizm, spring_625, vault13, war_movies, war_museum, war_only, world_war_first, ww2_photograph"

звоночеГ: ахтунг!

не было бы счастья!
насколько лучше, однородно-стилистичней, пропорциональней выглядит этот дом без купола и сопутствующей бижутерии.
Цвейг должен был бы добавить "ложной солидности", "фальшивого благодушия" - но он был сам осколок эпохи, обьективности от него, конечно, ждать не надо. ну и жаль его, конечно.

Объективность в человеческой культуре? Откуда? "Наш" взгляд ничуть не более "объективен", он просто более "наш".

Купол перекликался с куполом Базилики и еще с целым выводком маленьких куполочек и башенок. Это и есть стиль. Сейчас, кстати, здание не выглядит так уж гармонично - портик-этажерка явно преполагал более солидной завершение, чем нынешний одинокий Гермес.


Из вашей же ленты:

Обратите внимание: купол св. Петра [ошиблась, спутала с Пантеоном!]- один-единственный , никакие маленькие самозванцы вокруг не тревожат его величия.
Здание справа: параллелепипед с портиком, педиментом и статуей венчающей педимент. Никаких лишних куполов и ступенек к ним: педимент и скульптуры уже и есть украшение, необходимое и достаточное.

Вот именно такое, необходимое и достаточное, и внушает впечатление силы и могущества. А не мельтешение, прибавление бесконечных фризиков, колонночек, капителек, куполов и куполочков. Это последнее отдаёт...импотенцией, навроде бесконечных слюнявых разговорчиков дяденек определённого возраста.

Edited at 2015-01-23 01:48 pm (UTC)

Спорить-то можно до бесконечности, причем ваш пример не опровергает и не подтверждает - он просто сосуществует.
И Будапешт - уж точно не про "силу и могущество". Про "умеренное благополучие в рамках прогресса" скорее.

это не из области рассуждений; там можно да, спорить до бесконечности. но эти две картинки - абс. наглядно.

по приезду во Львов из, скажем так, пред-уральской степи я довольно долго упивалась этой самой архитектурой австрийского благополучия и умеренного прогресса. собственно, частично эта самая архитектура меня и соблазнила туда переехать.

за 8 лет жизни там я от неё так устала, что теперь у меня рефлекс.

Возможно.
Я иногда ловлю себя на том, что, приедь я в Будапешт в 18 лет, меня бы эти кружевные салфеточни и бантички с рюшечками довели бы тошноты. Но с тех пор я поумнела (надеюсь). Этот мещанский буржуазный дух - не вершина человеческого развития, конечно. Но он - хорошая, правильная, необходимая ступенька. Поэты могут возмущаться мещанством, немецкие романтики это очень любили... Но - пока сытые и одетые, не без участия этих самых мещан.
Меня пока (и, вероятно, уже окончательно) эта эстетика "сытых умытых детей и довольных собой взрослых" более радует, чем наоборот.

боже сохрани, ничего не имею против буржуазного духа.
я вообще не о мещанстве, и не о сытости-обутости.

да и выбор не ограничен 2 опциями: либо псевдо-классический китч, либо нищета "голоден-разут-раздет"

Edited at 2015-01-23 09:53 pm (UTC)

совершенно верно, спасибо за иллюстрацию: она подтверждает то, что я сказала.

декоративный портик с колоннами слизан у греков, никакого купола, тем более с бесконечными подиумами, финтифлюшками, приседаниями и возвращениями у греков не было. и у римлян не было - купола они строили по прямому назначению, а не в виде декорации.
Асимметрично, на одном углу дома, это сооружение никак не может приносить гармонию - это только японцам удаётся, и то исключительно в икебане, а не в архитектуре. Даже на барокко, вернее, рококо, не удастся свалить: тут нет ни гармонии барокко, ни изящества рококо. Непропорционально огромный, бессмысленный, не исполняющий никакой функции: какое уродство.
PS
В увеличенном масштабе городских улиц: купол не призван гармонировать с другими куполами/перекликаться с др. куполами. Он по своему определениюй - пуп земли, центр и венчающее сооружение, восклицательный знак. Вокруг него не может быть competing куполов - а если есть, это невежество и нуворишество, викторианский балаган.

Edited at 2015-01-23 01:27 pm (UTC)

В этом куполе было что-то радостно-легкомысленное. Как тефтелька, которой Карлсон увенчал пирамиду из кубиков.

Вот-вот (см спор выше) - без претензий на мировое господство, зато с явным намеком на сытость и вкусность ))))

Да, без купола здание смотрится кургузо-сиротливым, и статуя торчит нелепо.
Но понимаешь это только тогда, когда видишь, каким оно было с куполом. )

И, кстати, отсутствие купола делает его похожим на "сталинку".

Статую вернули на свое место в 1990-м. Место - то же, да окружение не то, вот и нелепо.

"франц-иосифовки" ))))

А мне очень нравится фраза "Люди жили гораздо безмятежнее...".

И ведь похоже не то...
!
Это у них телевизора не было!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account