anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Чудеса венгерского модерна. 4. Аквариумная архитектура

1

Всё вышеизложенное было лишь введением, подступом к теме.

У интерьеров Музыкальной Академии есть ещё одно свойство, заставляющее вспомнить об аквариумах. И о том, что было время, когда их не было, и время, когда они появились, распространились и стали делом достаточно распространённым, чтобы влиять на чутких к визуальным впечатлениям художников..

Ещё раз: 1851 год – Всемирная выставка в Лондоне и первая демонстрация аквариумов, 1853 – новое слово «аквариум», 1860 – рождается Флориш Корб, 1863 – Кальман Гигл, 1876 – первый журнал об аквариумах, 1893 – первое общество аквариумистов, 1896 – демонстрация аквариума на Выставке Тысячелетия в Будапеште.
1904 – начало работы Корба и Гигла над зданием Академии музыки.
К этому моменту аквариум существует полвека. Как кинематограф на момент «Римских каникул». Как трамвай в 1930-е.
Эта штука ещё не должна была надоесть!


2

Тут, правда, от нас потребуется доля фантазии. И самообладания.
Помня об этом, мысленно зайдём в здание Музыкальной академии, что на площади Ференца Листа (и завидовать нечему: будапештцы пока точно так же могут лишь вообразить себе, как они туда заходят, поскольку всё закрыто, и даже кафе).
Зайдём, но перед этим постараемся вычеркнуть из памяти годы, проведённые в школе, чьё здание построено во второй половине ХХ века (а хоть бы и в первой). Точно так же, как и часы, проведённые в коридорах поликлиники и в пространствах магазинов, универмагов и торговых центров. То есть – во всех общественных помещениях с плоскими железобетонными горизонтальными потолками.

Взамен нужно заполнить свою память часами, проведёнными под сводами, арками и куполами.


1022

Представить себе, что случалось вам сиживать под сводами церкви (на выбор) и Оперы.


1565192_900

А также проходить ежедневно, дважды, утром и вечером, под арками подворотни, идя домой или из дома. И, просто идя по улице, всё время видеть – чувствовать  – рядом ряд магазинных витрин, каждая – акра. Или лежать в тёплой воде (да, это специфика Будапешта) купальни «Рудаш» опять же под куполом.


47364_800

Впрочем, достаточно просто видеть арочные окна соседнего дома. И просто знать, совершенно об этом не думая, не анализируя, не рассуждая, что в любом важном общественном здании, от Парламента и Базилики до полицейского участка и фабрики, куда бы вы ни вошли, вы пройдёте через арку, вступите под своды и, вполне вероятно, окажетесь под куполом.

И потом – зайти в Музыкальную академию.


IMG_4952_1

Под её плоский потолок.


2012

Тут-то и становится понятно, что полуциркульная арка – это не только про необходимость перекрыть пространство в отсутствие железобетона. Арка (и тем более её предельное выражение, купол) – это материальная модель того мира, в котором человек является его сосредоточением и центром.

Это модель свода небесного, укрывающего собой человека от холодной пустоты, что находится по ту сторону от неба. Арка, свод, купол – это перевод на архитектурный язык  «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».


яa54087-nativity-detail-piero-della-francesca

Арка обводит фигуру живущего в старом городе человека защищающей дугой. Горожанин, если он житель Будапешта времён Австро-Венгрии, всё время переходит из-под одной арки в другую. Всё время где-то рядом с ним – дуга свода, арки, купола, готовая взять его под защиту.


я41017_800

И, видя вокруг себя эти привычные очертания арки, купола и свода, горожанин мог замечать, осознавать или чувствовать внутреннее родство, существующее между этими архитектурными формами, с одной стороны, и формами яблока, облака, кроны дерева, радуги, солнца, неба – с другой. И собственной головы, в которой всё это каким-то удивительным образом помещается – с третьей.
Так было до начала эпохи аквариумов.


Budapest,_Zeneakadémia,_19

Аквариум – тоже модель мира, но модель прямоугольная. Параллелепипед стеклянной конструкции заключает в себе столь же параллелепипедную (что, нет такого слова?) массу воды. В ней – свой мир и своя жизнь: рыбы плавают, водоросли колеблются. Но верхняя граница этого мира – не свод небес, как у нас на земле, а ровная – предельно ровная, непревзойдённо ровная – плоская поверхность воды. Ничему, кроме дна (да и то отчасти) не соответствующая. Ни на что в человеческом мире не похожая. Куда более плоская в условиях аквариума, чем в случае с живой водой реки или моря. Разве что в колодце поверхность воды идеально ровная – но кто ж смотрит на неё снизу, со дна колодца? Находиться в колодце – ненормальное, нечеловеческое положение. Там только нечисть какая может водиться, а не живое существо.


3

Такая? Как в вестибюле здания Музыкальной академии?
Как видно, всё сходится. Всё складывается в один, не земной, не воздушный, не естественный для человеческого обитания – в хтонический, водный, из головы измышленный образ.


я1856aquariumfresh

И потолок плоский, как поверхность воды в аквариуме.
И перламутром отдающие керамические брызги.
И нимфы, притворявшиеся музами.
И стены зелёные, как вода.
И этот, ракушечеглазый.

Осталось только понять, что было первопричиной, потянувшей за собой весь этот поток русалочье-морских, аквариумно-параллелепипедных ассоциаций.
Я думаю, всё-таки железобетон.


Онлайн-лекция «Жизнерадостный венгерский модерн» – в субботу, 27 марта: https://moskva.kotoroy.net/walks/lecture/zhizneradostnyy_vengerskiy_modern/4694/




Фото:
Максим Гурбатов
Népszabadság - Reviczky Zsolt
https://intonaco.hu/zeneakademia-muveszet-forrasa
Fortepan / Budapest Főváros Levéltára / Klösz György fényképei
http://www.symsyn.com/aquarium.history.html
https://mir24.tv/news/14399179/osobnyak-ryabushinskogo-v-moskve-ot-podvodnogo-carstva-k-zvezdam
Pierre Bona
Tags: Экскурсии
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Featured Posts from This Journal