anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Ну, поздравьте меня, поздравьте!..

яz_20210415_104220_vHDR_On

Вечера была первая экскурсия за чёрт знает какое ковидное время.
Сезон открыт!

Чем хороша экскурсия для будапештцев, так это тем, что можно сосредоточиться на вещах неочевидных. Кто из туристов, первый раз выйдя на площадь Героев, станет там рассматривать не статуи первых иммигрантов, мадьяров-кочевников, пришедших в Европу на ПМЖ в 896 году, и даже не статуи королей, установленные по этому поводу в 1896-м, а барельефы под статуями? А они любопытны.
Когда делался монумент Тысячелетия (1896–1906) барельефы у подножия статуй создавал главный автор всей композиции, скульптор Дёрдь Зала. Человек эпохи сецессиона. Художник следующего поколения после Родена. Он и работал в духе монументального импрессионизма: фигуры на барельефах (горельефах, точнее) даны одной пластичной массой, без подробностей одежд и предметов.


яz_20210415_104506_vHDR_On

Это король Матяш принимает работу архитекторов, рассматривает представленную ему модель церкви, теперь обычно просто церковью Матяша и называемой. Интересно, полагается ли видеть в стоящем рядом человек Антонио Бонфини, итальянского историка и литератора на службе венгерского короля? Кажется, похож.


яz_20210415_104438_vHDR_On

Битва под Белградом в 1456 году. Тогда отец Матяша, Янош Хуняди, победил турок. Битва – всеобщая драка, месиво, где не различить наших и ваших. И поп с крестом, тоже в азарте сражения.


яz_20210415_104338_vHDR_On

Лайош Великий входит в Неаполь в 1382 году. «Ах!» – сказала Италия.


яz_20210415_104147_vHDR_On

А здесь лица особенно хороши. Вылеплены в два движения пальцами: раз – и впадины глаз епископа. И те два персонажа за его спиной – почти шаржи. И перекличка ладоней…

Один барельеф заменили сразу после Второй Мировой войны, из соображений, видимо, политических, но в целом благочестивых: вместо сцены завоевания королём Калманом Далмации появилась композиция, где король спасает женщину, обвинённую в колдовстве.
А потом, в 1950-е, на месте пяти статуй Габсбургов появились фигуры совсем другие. Правильные. Революционные. Вплоть до непримиримого борца с оными Габсбургами Лайоша Кошута, чьё присутствие на монументе австро-венгерской эпохи понимающих людей ввергает в недоумение.



zя_20210415_104716_vHDR_On

А барельефы – вплоть до совершенно узнаваемых композиций с восставшими крестьянами и агитаторами-большевиками, под которыми глаз привычно ищет подпись «народный художник РСФСР…». Крестьяне, правда, живут в XVIII веке, а скульптура, иллюстрацией к которой служит барельеф, изображает князя Ференца Ракоци. И лепка мелочная такая, иссушённая, дробная. И сами фигуры – мелкие, неотличимые, статичные…

Барельефы редко удаётся тщательно рассмотреть: рядом замок Вайдахуняд, на озере лодочки и фонтан, за мостиком купальни Сечени. Отвлекают. А вчера удалось.

Экскурсии

Tags: #анначайковская, #гидпобудапешту, #люблюсвоихтуристов, #побудапештумаленькойкомпанией, #сладкийсладкийбудапешт, Площадь_Героев, Экскурсии
Subscribe

  • Девять строчек про кафе

    И в строчках этих сказано, что Belvárosi kávéház, то есть Белварошское кафе, кафе, находящееся в самом центре старого…

  • Полезный мем, Ибл и Аристотель

    Рассказываю вчера о том, что Миклош Ибл умел шутить, не только пародируя одни визуальные образы другими, – столь же понятными, поскольку в…

  • Граф, мансарда и конфуз

    Первое и главное ощущение от этого здания – как же его жалко! По всему видно, что дворец, но за пыльными окнами пустота, камень почернел и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Девять строчек про кафе

    И в строчках этих сказано, что Belvárosi kávéház, то есть Белварошское кафе, кафе, находящееся в самом центре старого…

  • Полезный мем, Ибл и Аристотель

    Рассказываю вчера о том, что Миклош Ибл умел шутить, не только пародируя одни визуальные образы другими, – столь же понятными, поскольку в…

  • Граф, мансарда и конфуз

    Первое и главное ощущение от этого здания – как же его жалко! По всему видно, что дворец, но за пыльными окнами пустота, камень почернел и…