anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Песнь о карнизе

я_20210518_142912_vHDR_On

Точнее, их два, а если считать самый верхний, то и три. Но нижний, первый,  – это как раз та деталь, что задаёт тон. Не будь карниза, мы бы, может, и не заметили бы, что фасад не скучно-плоский, а отчасти криволинейный. Центральная его часть выпирает вперёд – но мягко, деликатно. Не так, как итальянские церкви XVIII века, чьи фасады изгибаются во все стороны, напоминая, что тарантелла – это танец укушенного тарантулом. Университетская церковь Пешта рядом ними – воплощение добропорядочного благородства.


я_20210227_122156

Я насчитала в нём двенадцать ступенек. Это если считать по вертикали, сверху вниз. Но карниз этот и в горизонтальной плоскости устроен ступеньками. (Эх, нет в русском языке глагола «ступенничать», может, в венгерском есть? Оказалось, есть. Андраш Шопрони, переводчик Достоевского и Гроссмана, подсказал: lépcsőződik; слово редкое, но есть).
На самом углу он прочерчен четвертушкой круга, затем ступенька отступает вперёд, в сторону от стены фасада. Приближаясь к линии окон, карниз этот тремя (тремя!) уступами возвращается к стене – но только для того, чтобы тут же повторить этот пируэт ещё раз, в обратном порядке: снова отбежать от стены и снова к ней вернуться. И, как будто этого мало, в центрально части фасада он проделывает это всё, ещё и изгибаясь дугой, – то в одну, то в другую сторону.
В архитектуре XVIII века карнизы, живущие богатой внутренней жизнью – дело нередкое. Но рядом с Университетской церковью Андраша Майерхоффера поставить хочется разве что Смольный собор Растрелли.


я_20210518_142638_vHDR_On

Как и положено зданию стиля барокко, оно конструируется с использованием овала, а не круга. Вот входная дверь. В XV столетии арка была бы полукруглая, вычерченная по циркулю, естественная, как солнце, и гармоничная, как идеальный круг. Во второй половине XIX века Миклош Ибл снова будет выводить арки по циркулю, поскольку неоренессанс – это обращение опять к той же гармонии. А XVIII веку не до неё, даже если на бытовом уровне положение вещей – не худшее. Может быть, как раз потому, что жизнь в целом терпима (чума – и та уже не столь прожорлива, как раньше), острее ощущается отсутствие гармонии на уровне мироздания.
Полукруглые арки Воспитательного дома Брунеллески – это «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандолы, пересказанная языком архитектуры. А овальные, приплюснутые сверху – это перевод на тот же язык гамлетовского монолога: «Какое чудо природы человек! … Поступками как близок к ангелам! Почти равен богу – разуменьем! Краса вселенной! Венец всего живущего! А что мне эта квинтэссенция праха?»


я_20210518_142854_vHDR_On

Мой костромской коллега tito0107 предложил интересное сопоставление: в начале предыдущего, XVII века Иоганн Кеплер пришёл к выводу, что траектория движения Марса, например, представляет собой не гармоничный, идеальный и правильный круг, а эллипс (см. первый закон Кеплера). Не то чтобы архитекторы побежали иллюстрировать идеи астронома очертаниями окон, но чисто эстетическое предпочтение эллипса кругу можно начинать выводить и отсюда.
Окна Университетской церкви, как арка входа, – тоже очерчены овальными линиями. Зато циферблаты часов на башнях – те круглые.


я_20210518_142718_vHDR_On


Поскольку за соседним перекрёстком стоит православная сербская церковь работы того же архитектора, а окружающий её участок лежит заметно ниже улицы, понятно, что пропорции фасада мысленно надо поправить: дверь была выше, и наверняка умелось крыльцо. Знак на стене дома на другой улице напоминает, что церковь пережила наводнение 1838 года, высота воды – как раз на уровне моих глаз.
Самое-самое главное, ключевой момент, доказательство мастерства архитектора и авторское Fecit – верхние карнизы, выгибающиеся дугой на циферблатами часов на башнях под напором того движения вверх, что начинается от земли, организуется хитрым членением стен и откровенно демонстрируется в треугольнике фронтона, в котором спрятан треугольник Троицы, – и все указывают в небеса. Но это надо видеть.
Кажется, людям русской культуры понять красоту Университетской церкви проще, чем венграм. Мы знаем, что такое – прекрасно. Мы помним: Растрелли.

Параллели очевидные. Вряд ли архитектора, переехавшего около 1720 года из Зальцбурга в Пешт  (из Зальцбурга – в Пешт; маршрут Моцарта шестьюдесятью годами позже выглядит куда более логичным), при рождении сразу назвали Андрашем; Растрелли тоже крестили не Варфоломеем Варфоломеевичем. Оба чужаки. Оба современники, середина XVIII века, елизаветинское время – это как раз время мария-терезиевское. Они работали одновременно, в одном стиле, который я в силу привычки и не столь научного, сколь научно-популярного модуса моих разговоров, называю «барокко». Ilia Rodov поправляет: рококо, как и Смольный собор или Андреевская церковь. Знать друг о друге, полагаю, не могли.
Андраш Майерхоффер построил не так уж мало. Дворец в Гёдёллё, который бережливые венгры через сто лет подарят Францу Иосифу и Елизавете («Ну и что, что старый? Целый ещё, почти не ношеный») – его работа. Как и усадьба барона Йожефа Руднянски в Надьтетени, на юге Буды, в фильме 1972 года сыгравшая роль английского королевского дворца. Такие же усадьбы, гордо называемые дворцами или замками, в Братиславе, Хатване, Печеле. Всё это, что называется «очень мило». Не более. Так ведь и заказчики – не государство Российское в лице императрица Елизаветы Петровны.

Работы Андраша Майерхоффера, взятые в целом, рисуют его мастером знающим, но не хватающим звёзд с неба.
Но Университетская церковь!.. Но её двенадцатиступеньчатый, бесконечный и сложноустроенный, как барочная кантата, карниз!.. Но её шпили, с расширениями-подушками, будто – обманно! – тормозящими движение вверх, но только для того, чтобы успеть воскликнуть «Поехали!» и взлететь двумя ракетами башен-колоколен ввысь, к небесам!.. Но её круглые, выдавливающие вверх карнизы и сами шпили, циферблаты!.. Восемь штук циферблатов, и по четыре на башню, и все показывают правильное время – это в Венгрии-то!
Это абсолютный шедевр.
Это чудо.
А если ещё удаётся попасть внутрь…


я_20210518_142952_vHDR_On

#СемьКлючейОтПешта

Tags: #СемьКлючейОтПешта, Экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments