Крутая история в Венгрии, где Виктор Орбан установил во многом сходный с российским политический режим. Там самая разная оппозиция объединилась, чтобы убрать Орбана в следующем году, и для этого проводит оппозиционные праймериз.
Вся затея оказалась под угрозой после того, как первый тур праймериз выиграла Клара Добрев, жена скандально известного экс-премьера Феликса Дюрчаня. Хотя её избиратели необходимы для победы над Орбаном, выдвигать её - верный самострел. Это примерно как если бы вся российская оппозиция, от коммунистов до либертарианцев, объединилась и решила выдвинуть на выборы Чубайса.
Перед вторым туром праймериз, куда вышли трое лидеров, ситуацию нужно было спасать. После недели переговоров леволиберальный мэр Будапешта Гергей Карачонь, пришедший вторым с небольшим отставанием, решил сняться в пользу третьего кандидата, консерватора и экс-сторонника Орбана Петера Марки-Зая. Карачонь рассудил, что иначе слишком велик шанс, что снова выиграет Орбан. Почти все оппозиционные партии уже подтвердили, что будут поддерживать победителя праймериз, кто бы из двух оставшихся кандидатов ни выиграл. Получится ли у них решить задачу и убрать Орбана - увидим, там предстоит ещё много раундов
Какой вывод из этого можем сделать мы, наблюдая за залповым огнём последних двух дней? Вывод очень простой: не время собачиться, время объединяться. Всем придется объединяться с малоприятными людьми - нужно уметь видеть в них союзников, а не врагов. Иначе никаких шансов нет
Борис Овчинников
Клара Добрев не только жена бывшего премьер-министра (и лидера крупнейшей оппозиционной партии), но еще вообще-то вице-президент Европарламента
Tatiana Safonova
мне венгерские праймериз сильно напоминают умное голосование, просто процедура определения наиболее сильного кандидата открыта и многоступенчата. одно из слабых мест в уг было, что ты просто получал фамилию в приложении, почему именно эта фамилия была - тебе надо было просто принять это и довериться фбк. понятно, что невозможно технически было сделать это все прозрачным по каждому округу. так что это не претензии.
Tatiana Safonova
Greg Yudin слышала такое мнение, что в первом туре, именно они ее протолкнули. но мне кажется, это будапештские обиженные так считают. я живу в провинции, и здесь чувствовалось, что Корачоня плохо знают, он вообще не вел никакой кампании предвыборной, а главным его достижением была борьба с китайским университетом Фудан, и хоть это и преподносилось как борьба за права студентов из провинции (на месте Фудана оригинально должны были построить студенческие общежития для приезжих) - это как-то вообще никого в провинции особо не тронуло. Зато Клара Добрев исколесила летом всю страну, у меня в моем деревенском почтовом ящике ее газета была. так что я вполне верю, что она действительно победила. праймериз, кстати, на удивление хорошо были организованы именно с точки зрения провинциальных городов. команда, которая это организовывала реально постаралась. так что вот именно недоверия к результатам и разговоров больших о вмешательстве я тут не слышу. думаю, все примут того, кто выиграет. конечно, Дюрчань Ференц сидит где-то в бункере и прячется, потому что фидес реально за ним охотится как папарацци с надеждой спровоцировать его на некрасивые жесты. у нас тут вся реклама гугул целиком фидесом выкуплена, они уже месяц нам рассказывают, что Корачонь это просто подставной кандидат, который нужен, чтобы Дюрчань вернулся к власти. на Добрев Клару они столько денег и внимания не тратили, предполагая, что то, что она жена - уже само по себе достаточный компромат. но как ни странно, если оставить все на самотек и не поливать человека грязью, то само собой не срабатывает эта очевидность. так что у Клары не так все плохо, как у Чубайса. но сейчас у нас появился взявшийся из ниоткуда этот Марки-Зай, а он же довольно консервативный, и типа христианин сильный. И он по Обрану его же оружием стреляет не стесняясь. Корачонь, например, не мог бы позволить себе того, что этот Марки-Зай сегодня сказал про гомофобный закон. Он сказал, что фидесу нельзя такие темы трогать, потому что известно, что там второй человек в партии и сын Орбана те еще геи. Корачонь и Добрев себе таких выступлений не позволяли, для них быть геем не оскорбление. так что теперь у Добрев появился очень сильный соперник, потому что есть шанс, что сомневающиеся избиратели, которые вообще-то душою за фидес, но просто уже устали от воровства очевидного или прививаться просто не хотят, вот они реально могут проголосовать за этого товарища.
Алексей Сахаров
Политическая борьба в условиях России и Венгрии отличается слишком сильно. В Венгрии они вольны объединяться или разъединяться. В России часто выбор небольшой: за решётку или в эмиграцию.
Считаю, что венгерский пример просто не применим к стране, где отсутствует свобода создания политических партий.
Матвей Веревкин
Способность к объединению различных крыльев оппозиции-это политическая зрелость, которая в России ещё долго органически не будет возможна.
+
Это плебисцитарный режим, как и российский. Он построен на прямой
связке между лидером и народом, существующей поверх других
представительных институтов. Легитимность в нём получается путем
плебисцитарных процедур - в Венгрии это, помимо выборов, национальные
консультации. Конституция в нём нестабильна и является выражением
правил, по которым в краткосрочный период правит лидер. У лидера есть
мандат и полномочия на управление с помощью чрезвычайного положения,
которое оправдывается необходимостью централизации решений. Высокий
уровень доверия электронным голосованиям. Внутренняя политика строится
как проекция внешней, то есть легитимного внутреннего оппонента у лидера
быть не может, это всегда предатель в условиях осажденной крепости.
обращаешь внимание на различие - но во-первых, мы пока не знаем, кого
допустят в итоге к выборам, а кого - нет. Ясно, что Венгрия частично
встроена в ЕС, и это пока некотрое ограничение для плебисцитаризма. А
во-вторых, конечно, Россия ушла дальше на этом пути. Просто венгры, как
мы видим, быстрее россиян сообразили, что надо объединяться любой ценой,
пока не будет слишком поздно.