anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Партизанское вязание крючком в трамвае



Подходит к остановке трамвай №49. Трамвай как трамвай, желтый. Даже не тот знаменитый будапештский «шестой», длинный как электричка, пятидесятиметровый, а обычный, двухвагонный.
Народ заходит – и улыбается… Все сиденья и все спинки кресел закрыты разноцветными салфетками и накидками.

Красными, желтыми, сине-бело-розовыми вперемешку – это крючком вязали, лиловыми в белую полоску – это, похоже, на спицах. На поручнях полосатые, как голландские чулки, вязаные чехлы из шерстяных ниток. На боковой стенке – салфетка-солнышко, вязаные цветочки на оранжевой ниточке свисают вниз. Через окно тянется гирлянда из чего-то тоже явно вязанного и буйно разноцветного.

Пассажиры, кто первый раз в этот трамвай попал, улыбаются, оглядываются: да, и позади тоже – весь трамвай от водительской кабины до последней двери выглядит так, будто его поймали, взяли в плен и, пока не вырвался, сверху донизу оплели, опутали, изукрасили цветным рукоделием.


Собственно, почти так и было на самом деле.
Есть на свете «партизанское садоводство», когда жители города «набрасываются» на какой-нибудь пустырь, до которого не доходят руки у занятой планами и отчетами мэрии, и сажают на нем цветы и кусты, не спрашивая разрешения у вышестоящих товарищей (потому и «партизанское», герилья-гарденинг, Guerilla Gardening по-английски).
А это партизанское вязание.

Движение самостоятельного озеленения городского пространства старше. Оно возникло в США еще в 1970-е годы. С тех пор разошлось по миру, появились свои теоретики и пропагандисты, дошло до Москвы и Ульяновска; специалисты проводят для начинающих мастер-классы по герилья-гарденингу, и дело живет.


Идея украшать город вязанием тоже американская. В 2005 году Магда Сайег обвязала шерстяными нитками дверную ручку своего магазина в Хьюстоне. И понеслось.

Мысль простая и очень человеческая – сделать город более обжитым, уютным, более своим. Так Марина Цветаева, в детстве переписывая в тетрадку чужие стихи, как это делали и делают девочки, поэтически точно сформулировала цель: «Чтоб моее было».
«Моее» – верное слово.


С озеленением-то все понятно, а вот становится ли краше трамвай оттого, что весь увешан вязанием, как калькуттский автобус гирляндами, – еще вопрос. Если дизайнер нахмурится, его тоже можно понять. Зимой будапештские вязальщицы одели в шерстяные перчатки руки бронзового Ференца Листа. Кто видел памятник, помнит: руки у Листа там длинные, и длинные-предлинные тонкие, заледеневшие на холоде пальцы. Связали ему перчатки, чтобы не мерз. Скульптор на такое обращение с памятником, конечно, тоже не рассчитывал. Но никому не
пришло в голову видеть в этом акте хулиганство или, не дай бог, оскорбление памяти гения.

Будапештские сайты, написавшие про обвязанный трамвай, рассказали о чем угодно, кроме того, за что цепляется посторонний взгляд. Мол, участвуют в этой затее около тридцати мастериц. Сначала, пишут, они хотели украсить вязанием автобус, идущий в гору, к Королевскому дворцу, но транспортное управление предложило им вместо автобуса трамвай.

К трамваю будапештцы неравнодушны, о чем известно уже, кажется, всему миру: ретро-рейсы столетних трамваев летом, сияющие трамваи на Рождество, сочиненная кинорежиссером Иштваном Сабо мифологема трамвая как символа возрождения и пр., и пр.
Авторы проекта согласились. Трамвай? Пусть будет трамвай. И все довольны.


Так английский буклет, описывающие архитектурные достоинства здания лондонской мэрии, упоминает все, что угодно, кроме того, что потрясает до глубины души русского туриста: мэрия прозрачна. Здание лондонской мэрии выполнено из стекла, и все происходящее в кабинетах насквозь видно если не с улицы, то с любого этажа внутренней лестницы. Никаких секретов. Ничего такого, о чем не должен знать горожанин, ради которого и на деньги
которого мэрия как раз и существует. «Чему удивляться? – не проймет лондонец. – Это же наша мэрия».

«Чему удивляться?» – скажет и будапештец. Наш трамвай, наш город, наш Лист, в конце концов. Город принадлежит горожанам, и связать цветную накидку на спинку трамвайного сиденья так же естественно, как повесить кружевную занавеску на окно собственного дома.
И то, и другое – наше, вот в чем фокус.





Фото: Максим Гурбатов
Колонка на сайте GEO
Tags: Город_изнутри, Публикации, Трамвай
Subscribe

  • Будапештские экскурсии

    Слева – гид Чаба Чапо. Справа – грабитель банков Аттила Амбруш, по прозвищу „Viszkis rabló” (а также хоккеист,…

  • Тот, что на коленях, –

    – Франц Иосиф I, император и король (1830–1916). Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф I, Божьей милостью…

  • Чем Будапешт лучше Вены?

    Есть у меня экскурсия с таким провокационным названием. Реакция понятна: Как?! Вена – это же столица империи! «Трон земли»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Будапештские экскурсии

    Слева – гид Чаба Чапо. Справа – грабитель банков Аттила Амбруш, по прозвищу „Viszkis rabló” (а также хоккеист,…

  • Тот, что на коленях, –

    – Франц Иосиф I, император и король (1830–1916). Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф I, Божьей милостью…

  • Чем Будапешт лучше Вены?

    Есть у меня экскурсия с таким провокационным названием. Реакция понятна: Как?! Вена – это же столица империи! «Трон земли»,…