

Три здания Санкт-Петербурга неизменно присутствуют в памяти любого человека, хотя бы раз посетившего северную столицу, – Адмиралтейство, Казанский собор и здание Биржи.
Создавались они одновременно. Каждое было лучшим, вершинным произведением своего создателя. Каждое – центр крупного городского ансамбля. И каждое – хотя и в разной мере, и в силу различных обстоятельств,– предстает перед сегодняшним зрителем в облике, существенно отличающемся от замысла автора.
Часть 1. Архитекторы. Три вариации на тему «Талант и время»
Из трех мастеров, о которых пойдет речь, лишь Андреян Дмитриевич Захаров судьбою был предназначен тому, чтобы стать создателем одного из самых совершенных зданий Петербурга.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811)
С шести лет – профессиональная подготовка в Академии художеств, в 21 год – Большая золотая медаль и пенсионерство во Франции у Ж. Шальгрена, автора Триумфальной арки. Затем – успешная работа над многими и многими проектами и, наконец, в 1805 году, 44-летний
«главных адмиралтейств архитектор» приступает к совершению основного дела своей жизни – созданию прославившего его здания.
До окончания строительства Адмиралтейства Захаров не доживет. Оно будет закончено через двенадцать лет после его смерти.
*

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)
Судьба Андрея Никифоровича Воронихина уже два столетия дает повод для новых предположений и версий. Неясности начинаются с происхождения мастера, в котором бесспорно лишь одно: рожден будущий архитектор был в крепостной семье. Взлет от крепостного крестьянина до творца кафедрального собора столицы требует объяснений, и они находятся: складывается красивая, вполне убедительная легенда, в которой упоминается и уральский колонизатор барон Александр Николаевич Строганов – предполагаемый отец мальчика, и крепостная красавица из вогульских пермячек («а ведь известно на Урале, что они наикрасивее всех прочих народов»), Марфа Чероева – мать, и служитель графа Александра Сергеевича Строганова Никифор Воронихин, давший «бароненку» фамилию.
В 1786 году мы обнаруживаем 27-летнего Андрея Воронихина, уже вольного, в Петербурге. Теперь он – сотоварищ графского сына Павла Строганова, вместе с которым будущий архитектор совершает путешествие сначала по России, а затем и по Европе. По возвращении – архитектурные работы во владениях Строганова (заметим, что официального образования Воронихин так и не получил), женитьба на англичанке-художнице…
Главный день в судьбе Воронихина наступает 17 декабря 1800 года: высочайшим указом он назначается руководителем всех работ по созданию Казанского собора. Скончается Воронихин через три года после его завершения, выполнив все (или почти все, как будет показано позднее), что было задумано.
*

Jean-François Thomas de Thomon (1760-1813)
Что касается третьего мастера, Жана-Франсуа Тома де Томона, то его история – особого рода. Француз, в 39 лет прибывший в Россию «на ловлю счастья и чинов» (1799 год), демонстрирует странное несоответствие между масштабом собственного таланта (по мнению ряда исследователей, весьма скромного) и величием созданного им произведения.
Документы сохранили некрасивую подробность: завоевывая российскую столицу, энергичный иммигрант поначалу выдавал чужие, привезенные из Франции, проекты за свои, не чураясь подделки подписей. Он был в гораздо большей степени рисовальщик, чем архитектор: именно
рисунки с видами Италии, действительно прелестные, открывали перед ним двери петербургских гостиных.
Кроме Биржи, он построил Большой театр в Петербурге, мавзолей в Павловске, фонтаны вдоль дороги на Пулково – создания его были всегда вполне добротными, хотя и не слишком выдающимися в ряду русской классицистической архитектуры. В России он прожил четырнадцать лет, но русского языка так и не выучил.
Умер, упав со строительных лесов, когда после пожара осматривал здание петербургского Большого театра.
Продолжение следует:
Часть 1. Архитекторы. Три вариации на тему «Талант и время» http://anna-bpguide.livejournal.com/124230.html
Часть 2. Здания в городе: задачи и решения, Часть 3. Река времен: историко-культурные реминисценции в архитектуре трех зданий http://anna-bpguide.livejournal.com/124561.html
Часть 4. Время, вещей пожиратель: утраты, разрушения, нереализованные возможности http://anna-bpguide.livejournal.com/125171.html