пешеходные, поскольку ходить по Будапешту – одно удовольствие. В венгерском даже есть специальное слово gyalogosbarát, означающее «дружественный к пешеходу». И город действительно такой – будто созданный именно для прогулок;
вольные и развлекательные, поскольку отпуск и путешествия – время получения удовольствия, и если нам вдруг вон то маленькое кафе под платаном покажется симпатичнее, чем монумент в честь героев революции – свернем в кафе;
познавательные и интеллектуальные, поскольку всё же главное удовольствие – во внезапном открытии: «Вот оно, оказывается, как!», в обнаружении загадок исторических, архитектурных, гастрономических или социальных – и в процессе их разгадывания.
1. Будапешт: самое главное – то, что нельзя не увидеть
Первое знакомство с городом. Универсальная экскурсия: и для тех, кто хочет сразу получить концентрированное представление о городе, и для тех, кто намерен его изучать вдумчиво и самостоятельно, но планирует для начала разобраться, как он устроен. Посмотрим на Буду из Пешта и на Пешт из Буды, увидим основные достопримечательности, разберемся с транспортной системой, опробуем старинное метро, выпьем кофе в kávézó или пива в söröző и дальше – гулять по городу.
2. Золотой век Будапешта
Практически все, что есть в Будапеште интересного и удивительного в архитектурном отношении, было спланировано, построено и пущено в строй во второй половине XIX века, вскоре после превращения Австрийской империи в Австро-Венгрию в 1867 году и сразу после объединения города в 1873-м. Точнее – накануне 1896 года. И мало того, что все это как раз тогда было построено. Фокус в том, что Будапешт все сохранил… Будапешт – это Европа, какой она была бы, если не случилось 1914 года. Ни в одной другой столице мира так наглядно это увидеть невозможно.
via
3. Тайны Пешта
В любом городе самое интересное – все же не то, что выставлено, как на витрине, описано в путеводителях, снабжено табличками и указателями, а та настоящая жизнь, что течет внутри. В Будапеште – особенно. Город устроен хитро, по логике, неизвестной российским городам, в нем все время появляется что-то новое: вот ромкомчы, молодежные кафе-пивные-клубы, завелись в Седьмом районе и окрестностях. А старое оказывается удивительно живучим, поскольку придумано толково: какие рынки прячутся за буржуазными фасадами! Если же поймать момент и зайти в настоящий старый пештский двор с галереями… Кстати, жизнь в ромкочмах начинается вечером; выходить на эту прогулку лучше во второй половине дня. Пусть будут тогда «Тайны ночного Пешта».
4. Еврейский квартал
Будапешт его лучших времен не понять, если не учитывать ту роль, что играла в городе еврейская община. Пожалуй, можно сказать, что отсюда и началась история государства Израиль: здесь, в доме, стоявшем на месте Большой синагоги на улице Дохань (самой большой в Европе), родился Теодор Герцль. Еврейское наследие Будапешта – не средневековое, а имперское, Австро-Венгерское. Здесь нет легенд о Големе, но есть Еврейский квартал, Zsidónegyed, с кошерными ресторанами и зданиями, построенными в только-только нарождавшемся тогда стиле «сецессион».
5. Антиквары, букинисты, блошиные рынки
В Будапеште есть улица антикварных магазинов и улица букинистов. Есть потрясающий блошиный рынок на окраине (боже, какая там мебель!). Есть маленький блошиный рынок в центре, работающий по выходным летом. А еще – множество маленьких магазинчиков, куда горожане несут всякую старинную и просто старую мелочь, на «антиквариат» не тянущую. И там: фарфор времен императрицы Елизаветы, холодное и огнестрельное оружие XIX века, винтажные сумочки-ридикюли, реликвии всех отметившихся за ХХ век политических сил, серебряные семисвечники, кружевные зонтики и прочая, и прочая.
6. Гастрономическое путешествие
Летом иногда кажется, что половина города занята тем, что кормит вторую половину, а назавтра они просто поменяются местами. Поесть Будапешт любит. Говорят, принц Филипп, супруг английской королевы, в ходе визита в Венгрию заметил какому-то новому знакомому: «А вы, наверное, недавно здесь живете?» – «Почему?» – «Живот маленький». Суть он уловил верно, а в деталях ошибся: будапештцы народ не пузатый. Всегда свежее мясо, местная свинина «мангалица», собственные вина, пиво, сладости, пирожные, марципаны… Да в Пеште каждый дом выглядит, как торт с шоколадной глазурью – было, видимо, чем вдохновляться архитекторам.
7. Недвижимость Будапешта
Российские покупатели будапештскую недвижимость уже распробовали и активно покупают – еще бы, по таким-то ценам. Однако дело это, конечно, приятное и увлекательное, но непростое. Во-первых – венгерский язык, считающийся самым сложным в Европе. А во-вторых – совершенно другая, не похожая на российскую, система устройства жилья для горожанина. Самих типов квартир здесь куда больше, чем в Москве и Петербурге, а есть еще разнообразные дома и виллы. Устройство квартир в Будапеште продиктовано другими традициями, другим климатом, другой практикой отношений с соседями и другими архитектурными и строительными порядками. Короче: это нужно внимательно изучать.
8. Миклош Ибл и архитектура эклектики – универсального буржуазного стиля второй половины XIX века
Звучит, как название диссертации? Да, это экскурсия предназначена специалистам: историкам, искусствоведам и архитекторам, а также студентам соответствующих специальностей. Будапешт – прекрасное методическое пособие для изучения художественных принципов и социальных функций архитектурного стиля, занимающего в истории место между (нео)классицизмом и модерном (сецессон, ар нуво и пр.). М.Ибл – именно тот мастер, в чьем творчестве эклектика заиграла всеми гранями. Он строил доходные дома и аристократические дома-дворцы, возвел здание Оперы, завершил, возведя купол, базилику св. Иштвана, реконструировал Королевский дворец… Именно он в наибольшей мере ответственен за облик Будапешта времен его «золотого века».
9. Буда: времена Османские
В богатой истории Будапешта есть и эта страница – полтора века турецкого владычества. Знаков тех времен, XVI и XVII столетий, сохранилось немного, и не они составляют славу одного из красивейших городов Европы, но они есть. Есть михраб в одной из старых церквей, обращенных турками в мечеть. Есть Розовый холм с гробницей дервиша по имени Гюль-Баба. Есть памятник последнему мусульманскому правителю Буды – да, Будапешт памятлив, и следы прошлого здесь сохраняются веками. И – купальни, конечно.
10. Ночь. Замок. Буда
Летом в каменном городе днем жарко, а в туристических местах – у церкви Матьяша, на Рыбацком бастионе – толпы и толпы. Поэтому – ночь. Начинаем на закате, поднимаемся на Крепостной холм, проходим узкими, ныряющими в тень улочками Буды… И вот на синем небе зажигаются огни Парламента, и пахнут ночные цветы, и тишина, и звезды. Пара ресторанов наверху открыта до полуночи – это так, к слову.
11. Вверх по Дунаю: Сентендре и Вишеград
Маленький городок хорош своим игрушечным масштабом: здешние улицы уже московских переулков, а в переулках непросто разойтись двоим пешеходам. Из достопримечательностей: старая православная Благовещенская церковь, Чумная колонна, синагога, музей марципана и многочисленные музеи местных художников; самый интересный – музей керамистки Маргарет Ковач. Транспорт: туда – на такси или электричкой (40 мин.). Можно ограничиться только Сентендре и вернуться корабликом по Дунаю.
12. Вверх по Дунаю: Сентендре, Вишеград и Эстергом
Путешествие по маршруту, который обычно называется «Излучина Дуная», выглядит так, будто три города еще в Средние века специально расположили так близко друг к другу по одной дороге, чтобы туристы могли посетить их все за один день и успеть вернуться в столицу к ужину.
13. Винный Эгер
Эгер – старинный город на севере Венгрии, у южных склонов горных массивов Бюкк и Матра. Город известен своей крепостью, термальными источниками, историческими зданиями, в том числе самым северным турецким минаретом. Имя города происходит от венгерского слова égerfa (ольха). Для самих венгров он – место героического противостояния турецкому нашествию в 1552 году. А для туристов – родина знаменитого вина «Бычья кровь».
14. Секешфехервар, королевский город
Тут начиналась Венгрия. Город основан на месте, где когда-то стоял шатер князя Арпада, здесь полагалось короноваться венгерским королям, здесь их хоронили. Исторический центр сохранил барочный облик XVIII века: деревянные резные двери, кованые решетки, львы и ангелы. Город заполнен скульптурой – и традиционной, и новой. Чуть в стороне «архитектурное признание в любви» – дворец, дом, замок, называть можно по-разному, – придуманное скульптором Йено Бори в дар невесте.
15. Экскурсия плохой погоды
Дождь? Поехали кататься! Будапешт – город первой на континенте линии метро, открытой в мае 1896 года, когда ни в Вене, ни в Париже, нигде, кроме далекого и туманного Лондона, ничего подобного еще не имелось. А в Будапеште – вот! Старинное метро сохранилось таким, каким было в самом начале – вплоть до деревянных дверей и медных шпингалетов. А те, самые первые вагончики, сохраняются в музее на одной из центральных станций. Своя история есть здесь и у автобусов, и у троллейбусов. Но главный герой Будапешта и его мифологический персонаж – конечно, трамвай. Историй у него… не пересказать. Так и катаемся – с паузами в виде посещений кафе.
16. Любовный треугольник: Франц Иосиф, Елизавета и Будапешт
Город пронизан любовью к Елизавете и нелюбовью к ее супругу. Здесь есть бульвар Елизаветы, мост и район, названные ее именем, есть памятники ей и ее портреты, смотрящие со стен района Эржебетварош и со страниц районного журнала. И – потерявшие имя императора первая ветка метрополитена и нынешний мост Свободы, когда-то называвшийся мостом Франца Иосифа. Франц Иосиф любил Елизавету, во всяком случае, был ею очарован, Елизавета же любила Будапешт…
17. Экспедиция по будапештским купальням
Купальни составляют настолько значимую часть здешней жизни, что можно устроить тур по купальням. Взглянуть на турецкие, с XVI века действующие, купальни Кирай и Рудаш в Буде. В них банная идея содержится в первоначальной чистоте: баня – это место, где можно принять горячие ванны; за красотами внутреннего убранства и веселым обществом нужно идти в другие места. В купальне Лукач по пятницам ночью Szauna party… Затем рвануть в Пешт, в парк Варошлигет, где крупнейшие в Европе купальни Сечени. В них стоит посмотреть на великолепный вестибюль и через окно – на купальщиков в бассейне под открытым небом. И, наконец, Геллерт. Геллерт – купальни в стиле ар-нуво, с мозаиками, витражами, статуями и пр., и пр., с бассейнами открытыми и закрытыми, с парилками, саунами, и всем прочим водяным царством, куда нужно в конце концов погрузиться и опробовать уже во всех подробностях.
Пишите на адрес anna.chay@yandex.ru
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →