anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Строительные ляпы Италии

Про Италию и архитектуру. А что, очень любопытно ...
Оригинал взят у mgsupgs в Строительные ляпы Италии.



За что я люблю строительную отрасль, так это за то, что всюду на стройках имеются такие же раздолбаи, что и у нас. Итак я поведаю про два самых известных строительных ляпа в истории Италии, по совместительству  -  наиболее известные исторические достопримечательности.







Падающая башня в Пизе – колокольня собора в городе Пиза (Италия), расположенная на Соборной площади, которую часто называют «Площадь чудес».
Знаменитая 'падающая' башня (Torre Pe'ldente) - это колокольня (Campanile) собора в городе Пизе, часть редкостного по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения (баптистерия) и кладбища. Если бы 'падающая' башня не кренилась, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире.



Работы по строительству кампанилы начались в 1174. Считается, что архитекторами были Бонанно Пизано и Гульельмо да Инсбрук. Фундамент колокольни был заложен на глубине трех метров на «подушке» из камня. Работы по строительству были приостановлены через 10 лет, когда было завершено возведение третьего колоннадного кольца, поскольку появились первые признаки наклона здания. Это объяснялось оседанием грунта, вызвавшего просадку фундамента на 30-40 см и отклонение башни от вертикали на 5 см. В 1275 работы вновь возобновились под руководством архитектора Джованни ди Симоне, который пытался выпрямить ось здания. Высота колокольни увеличилась на три этажа и достигла 48 м: в 1284 были завершены шесть этажей с лоджиями-галереями. Отклонение башни к тому времени составило более 90 см. В начале 14 в. на уровне шестого колоннадного кольца в больших проемах на ней были установлены колокола. Над шестым ярусом башни архитектор Томмазо ди Андрео Пизано возвел галерею со звонницей (1350–1372). В это время отклонение башни от вертикали составляло 1,43 м.

 (560x700, 141Kb)

Работы по сохранению башни (решению проблемы ее наклона) начались еще во время строительства. Первая комиссия экспертов работала на ней в 1298, проверки проводились в 1396, в 1550, неоднократные в 18–19 вв. До нашего времени на ней работали уже 15 комиссий. В 1935, чтобы сделать фундамент башни влагонепроницаемым, в него ввели жидкий цемент. В 1992 на высоте первой галереи и под карнизом памятника были наложены 18 стальных колец, покрытых специальным пластиком, которые должны были помешать дальнейшему проседанию здания. Для временного укрепления фундамента с северной стороны положили 600 тонн свинца, который в 1993 перенесли на платформу, соединенную с башней при помощи обручей.




Падающая' башня имеет цилиндрическую форму и устремляется ввысь своими восемью ярусами (считая звонницу). Шесть центральных ее этажей окаймлены изящными декоративными аркадами, в облике которых, возможно, сказалось влияние византийской или мусульманской архитектурной традиции. Вопрос о возможных мусульманских влияниях интересен вдвойне, поскольку до сих пор не ясно, возникла ли идея отдельно стоящей колокольни в христианской церковной архитектуре под воздействием мусульманских минаретов, или, напротив, сами эти минареты, с высоты которых муэдзины призывали верующих к моленью, ведут свою родословную от христианских колоколен.'Падающая' башня строилась как колокольня при Пизанском соборе, возведение которого началось столетием ранее. Случилось это после победного морского сражения пизанцев против сарацин при Палермо в 1063 году. В Пизанском соборе находятся несколько захоронений различных исторических деятелей, среди которых - гробница германского императора Генриха VII. Архитектурный стиль сооружения приобрел известность под названием романо-пизанского. В черно-белой мраморной облицовке наружных стен опять-таки очевидно влияние ислама. Фасад первого этажа увенчан аркадами, а в верхней части декоративные аркады расположены в несколько ярусов Друг над другом, уменьшаясь от центра к флангам и образуя фронтонную конструкцию. Собор с его средним и поперечным нефами и богато орнаментированным интерьером был окончательно достроен позже.



В 1564 году в Пизе родился Галилео Галилей, будущий знаменитый ученый. Судя по его собственным рассказам, он использовал Пизанскую башню для своих опытов. С верхнего ее этажа он бросал различные предметы, чтобы доказать, что скорость падения не зависит от веса падающего тела.

 (700x525, 125Kb)

После 1118 года строительство Пизанского собора продолжил мастер Райнальдо. Он удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями. Под ярким южным солнцем Пизанский собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Собор производит удивительное впечатление благодаря ювелирной отделке своих колонок и арочек, создающих ощущение игрушечности. Сколько же терпения и любви понадобилось мастерам, чтобы так тщательно и кропотливо соединять в единое целое множество мраморных деталей!В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х годах. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили время на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным. Над порталами помещены красочные мозаичные панно. Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи времен раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса ("проторенессанс"). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.



Как и почему это произошло.

Пизанская башня - знаменитый итальянский памятник архитектуры (построенная более 800 лет назад) при среднем давлении под фундаментом Рср = 5 кг/см2 = 50 т/м2 = 500 кН/м2 = 0,5 МПа претерпела значительные деформации с развитием крена (см. рис.). Причина такой неравномерной деформации – недооценка свойств грунтов, найденных в свое время по одной скважине, пробуренной под ее центром. Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, вот она и стала крениться, едва ее начали строить.

Схема грунтовых условий и деформации Пизанской башни.

Схема грунтовых условий и деформации Пизанской башни.

Уже в период строительства было замечено отклонение башни от вертикали и строители, пытаясь исправить положение дел, начали выкладывать верхние ярусы с противоположным уклоном. В результате башня получила форму «банана», а строительство ее растянулось почти на 200 лет. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно, и кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника.

Деформация Пизанской башни в форме "банана".

Деформация Пизанской башни в форме "банана".

К настоящему времени башня имеет отклонение от вертикали на 5,5° и соответствующие характеристики, представленные на схеме.

Схема отклонения башни от вертикали.

Схема отклонения башни от вертикали.

С целью стабилизации отклонения башни от вертикали еще в 1932 г. под основание башни было произведено нагнетание через 351 скважину Ø 50 мм около 1000 т цементного раствора. Но башня продолжала наклоняться. Приращение наклона за последнее десятилетие прошлого века составляло ≈ 1 мм в год.



Как это вылечили.

Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, ее слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Все это стало результатом уникальных работ, проведенных под колокольней и вокруг нее в 1990-х.
В качестве временной меры на северной стороне (башня, напомним, падает на юг) на бетонные балки был установлен блок свинцовых брусков, которые, выступая в качестве противовеса, стабилизировали строение. Затем были исследованы нелинейные процессы, происходившие в грунте под фундаментом башни, после чего последовал ряд экспериментов со специально возведенным неподалеку от памятника бетонным фундаментом-макетом. Эксперименты подтвердили, что башню можно немного выпрямить и стабилизировать, если выбрать часть жесткого грунта из-под северной части фундамента, то есть провести так называемую подработку. Надо понимать, что подработка не имела ничего общего с обычными земляными работами – грунт выбирался буквально по миллиметру через систему обсадных труб, внутри которых помещался вращающийся шнековый бур. Расчеты оказались правильными, и Пизанская башня, немного отклонившись к северу, осела на несколько сантиметров и стабилизировалась, что позволило снять и свинцовые противовесы, и временные опоры, поставленные для подстраховки.

В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов. В 2008 году ученые в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год. В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30' до 3° 54'

Итог.

Благодаря деформированному состоянию, которое сохраняется уже на протяжении более 800 лет, Пизанская башня привлекает множество туристов и является уникальным памятником, охраняемом ЮНЕСКО.

Вид Пизанской бани с высоты птичьего полета.

Вид Пизанской бани с высоты птичьего полета.

***


Итак история второго феерического ляпа



Рассказ посвящен одному редкому раздолбайству и его последствиям, к счастью, почти забытым в наши дни.
 Для начала загадка - Чего не хватает на фото?

Ответ - разумеется "Кампаниллы":



Изображения Кампаниллы можно найти еще на картинах Каналетто. Башня была построена в 9 веке нашей эры, и благополучно стояла на своем месте 1000 лет, пока 14 июля 1902 года вдруг не рухнула, превратившись в гору пыли. Башня, 92 метра в высоту и 11 метров в ширину, умудрилась упасть так, что ни один человек на площади не пострадал. Более того, стоящие всего в нескольких метрах собор Сан Марко и дворец Дожей не были даже задеты. Кампанилла просто вертикально сползла вниз, не причинив никому вреда.

Как это было:



В понедельник, 7 июля 1902-го, Доменико Руполо, архитектор регионального Совета по сохранению Памятников, руководивший реконструкцией Лоджетты – входной части Кампаниллы, неожиданно обнаруживает трещину в ее стене. Сначала он не придает этому значения, он уже через несколько часов пишет о ней доклад руководству, описывая ее как «большую опасность, которая может превратиться в катастрофу, если не принять мер».
День спустя, во вторник, Руполо и его ассистент Мореско обнаруживают еще одну трещину в северо-восточной стене здания, в среду они видят, как она расширяется. В четверг трещина распространяется вверх, вдоль линии окошек на северной стороне колокольни.



И только в субботу, когда трещина, достигнув половины высоты башни, уже бросается в глаза, собирается комиссия, состоящая из директора Совета по сохранению памятников Федерико Баркета, инженера собора Пьетро Саккардо и главного инженера города Альберто Торри. Три важных чиновника, исследовав трещину, заявляют, что тревоги напрасны, трещина очень старая, и опасности нет.



Однако, в качестве временной меры до окончания расследования, Беркет предлагает закрепить северный угол колокольни стальными тросами.
В воскресенье «очень старая» трещина достигает звонницы, т.е. практически самого верха башни. Комиссия, еще раз осмотрев место, направляется к префекту Венеции и официально заявляет, что опасности падения нет, однако некоторые небольшие фрагменты могут пострадать. Префект объявляет, что небольшая трещина на колокольне не представляет опасности, и только на всякий случай предписывает запретить на пару дней подъем на колокольню и звон колоколов.

обломки Кампаниллы на площади Сан Марко

В понедельник в полшестого утра Руполо уже на звоннице Он видит, что за ночь трещина сильно увеличилась. Он бежит к Саккардо с криком «Поздно!». Свидетели падения описывали легкое потрескивание в течение нескольких минут, и затем с сильным гулом, слышным во всем городе, в 9.47 утра колокольня обвалилась. Меры, принятые префектом, хоть и не спасли колокольню, но привели хотя бы к тому, что жертв не было. Легенда, правда, говорит, что это сама колокольня не захотела убивать жителей города, символом которого она была в течение 400 лет. (справа)знаменитое, обошедшее весь мир фото падения башни, на деле оказавшееся одним из первых удачных примеров фальсификации фотодокументов



Чем сердце успокоилось:

Другой удачей, практически чудом, было то, что не пострадал рядом расположенный собор Св.Марка. Большой мраморный валун так удачно упал на пути сыплющихся кирпичей башни, что они не смогли ударить и сломать тонкие колонны храма. Люди стали говорить, что собор спас ангел, изображенный склоненным в молитве на его центральной двери.Через несколько дней после катастрофы развалины были перенесены во двор Дворца Дожей, и затем постепенно баржами перевезены на мыс Сабиони и там торжественно захоронены.



Вечером того же дня, когда обвалилась башня, собирается Совет города. Он единогласно принимает решение восстановить башню точно в том же виде, в котором она существовала все предыдущие столетия («Dov'era e com'era»).
Это решение Совета одобряется практически всеми слоями общества, немногочисленные попытки дискутировать о других вариантах восстановления Кампаниллы высмеиваются и подвергаются обструкции. Миланская Академия изящных искусств, объявившая конкурс на проект восстановления башни, после ряда публикаций прекращает его –«решение народа должно быть выполнено».



«Если такое несчастье уже произошло, то почему бы не предоставить возможность и современной архитектуре присутствовать в Венеции?» - спрашивал архитектор Отто Вагнер в статье, опубликованной триестской газетой «Пикколо». Вагнер был осмеян в той же газете.  25 апреля 1903-го «Dov'era e com'era» шесть раз звучит в торжественной речи, посвященной началу строительства новой  Компаниллы, и ровно через 9 лет, 25 апреля 1912 года, та же фраза снова является лейтмотивом открытия восстановленной колокольни.



Мне, к сожалению, не удалось найти нормальные фотки строительства колокольни



торжественный парад с подъмом флага, тень от башни тянется слева в центр, видно, что шатер и звонница еще не построены



башня построена до звонницы, примерно 1909й год.




Источники:


[Spoiler (click to open)]
1. ЖЖ Рудзина.
2. Венеция
3. Википедия.
4. Механика Грунтов. Алексеев С.И.
5. Разговоры заполночь







Tags: Тексты_о_городах
Subscribe

  • Buli и папа

    Фото https://nepszava.hu Проходили вчера с туристами по району, традиционно называемому Жидонедьед, Еврейский квартал, а теперь и Булинедьед,…

  • Видите?

    Видите архитектурный рисунок на фасаде? Он становится виден не сразу, и только если смотреть с той стороны, откуда на здание должен падать свет,…

  • Львы летают

    Львы с будапештского Цепного моста временно покидают его. П роводы прошли в рабочей обстановке, надеюсь, встреча произойдёт в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments