Миклош Ибл / Ybl Miklós (1845–1891)
Архитектура после классицизма
Мне кажется, именно этот мастер в наибольшей мере имеет право на то, чтобы называться архитектором Будапешта. Именно так: начал он архитектурную деятельность в 1845 году, умер в 1891-м; акт об учреждении единого города (1873) пришелся как раз на середину его профессиональной биографии.
Ybl Miklós – так его имя выглядит в надписях по-венгерски. Например – на медной табличке перед дверями Оперы. Да, здание Оперы – его рук дело. А также купол Базилики святого Иштвана, видный издалека, лучше всего – с холмов Буды, а в самой Буде – те загадочные строения на набережной, что долго выглядели как античные руины на картинах итальянских художников, а сейчас спрятаны от глаз прохожих – там идет реставрация.
Это не все. Даже из сохранившегося – не все. Так что и по количеству построенного им Миклош Ибль – самый будапештский из архитекторов.
А главное – он в наибольшей мере ответственен за тот облик Будапешта, что сложился в его «золотой век», во вторую половину XIX века, которую он как раз и занимает от начала и почти до конца своей профессиональной карьерой: от первых работ еще не в самой столице, в окрестностях , до перестройки самого главного здания города, Королевского дворца на Крепостном холме . Впрочем, об этом позже.
Зданий Миклоша Ибля на этом кадре нет. Но сам вид этот был бы невозможен без его работы: снято с верхней галереи Базилики святого Иштвана
Фото: Максим Гурбатов
Итак, родился наш герой в Секешфехерваре в 1814 году. Стало быть, среди его известных ровесников – Михаил Лермонтов и Тарас Шевченко (Венгерская Википедия добавляет: еще Mihail Alekszandrovics Bakunyin, orosz anarchista forradalmár – május 30.). На год младше его Павел Андреевич Федотов, тоже герой этого журнала.
Учился в Вене, в Kaiserlichen und Königlichen Polytechnischen Institut. Затем – у главного, чтоб не сказать единственного, классициста Будапешта, Михая Поллака – это его Венгерский Национальный музей своим холодным восьмиколонным портиком «под неизменным греческим фронтоном»* разбавляет жизнерадостную эклектику Пешта. Более того, первое ателье открыл на пару с сыном Поллака, Агостоном (Pollack Ágoston). Но прежде успел поучиться в Мюнхенской академии художеств и совершить учебную поездку в Италию.
Да, Ибль не был гением-самоучкой. Возможно, он не был и гением, поскольку основ не потрясал и новых горизонтов не открывал. Он был мастером с хорошей подготовкой, основательной и – хотя бы по набору зрительных впечатлений (Вена, Мюнхен, Италия) – разнообразной.
Особняк Иштвана Каройи в Фоте (Fót, Károlyi-kastély átalakítása). 1845-1849
Первый серьезный заказ – реконструкция особняка в Фоте (это рядом с Будапештом) для Иштвана Каройи. Семейство Каройи – один из знатнейших венгерских родов, известный с XII века, а в двадцатом исправно поставлявший стране политиков первого ряда. Премьер-министром и президентом Венгрии в 1918-1919 годах был Михай Каройи (это памятник ему в 2012 году убрали с площади у Парламента, а премьер-министром в 1919 и 1931-1932 гг. – Дьюла Каройи; граф Шандор Каройи – это тот печальный бронзовый мужчина, что сидит, положив рядом книги и шляпу, на каменной скамье в замке Вайдахуньяд; семейству этому в венгерской Википедии посвящена отдельная страница. Хозяин особняка в Фоте граф Иштван Каройи – тоже не последняя фигура: политик, академик, меценат…
Боюсь, что меня унесло в историю графского семейства потому, что про особняк-то сказать нечего. Обычная классицистическая постройка, симметричная, простая. Пожалуй, даже слишком простая…
Католический собор в Фоте (Fót). 1845-1855
Foto
Но параллельно Ибль работает еще над одним строением, уже совсем другим.
Тридцатилетний архитектор строит Католический собор в том же Фоте.
Вот так и формируются мастера «прекрасной эпохи» – рисуя на одном чертеже колонный портик с ионическими капителями, и в то же время на другом – базиликальный храм с романским порталом и готическим окном-розой. Однако до шизофренического раздвоения личности дело не доходит: основа конструкции и там, и там – стена; ни готического каменного каркаса, ни романских контрфорсов не видно. Мыслит архитектор все же как человек XIX века.
*
Манеж / Nemzeti Lovarda (Рest, не сохр.). 1857-1858
Наконец, в конце 1850-х Миклош Ибль получает работу в Будапеште; в Пеште, точнее. В хорошем месте, на задах Национального музея, строит Манеж. Функционально – это то же самое заведение, что классицистические Манежи в Москве и Петербурге, то есть зал для тренировок кавалерии, для парадных конных выездок. Только Манеж в Санкт-Петербурге у Джакомо Кваренги (строит. 1804−1807) – чистый Парфенон; в Москве у Бетанкура с Бове (1817-1825) – тоже нечто вполне импозантное.
Пештский Манеж поскромнее будет, да и мода архитектурная не стоит на месте. В 1850-е годы, действительно, не каждое общественное здание строится по античному образцу; иногда Манеж – это просто Манеж. А чтоб не спутали со складом – статуя коня наверху.
*
Дворец семьи Фештетич / Festetics-palota (Pest, Pollack Mihály tér 10), сейчас Andrássy Gyula Budapesti Németnyelvű Egyetem. 1862-1865
И вот она, главная тема эпохи: городские дома. В данном случае не доходный дом, а дворец на одну семью, для графов Фештетич. Стоит он там же, позади музея, в районе, за которым с тех пор и закрепилось название «Квартал дворцов».
Мне кажется, что строения такого рода ускользают от глаз туристов (и исследователей), потому что занимают место в промежутке между двумя жанрами. Это не вполне обычный городской дом, поскольку на одну семью и подчеркнуто параден. Но и «дворцом» его не очень хочется называть – не так уж демонстративно противостоит он окружающей среде; он тут – достойный среди равных, в своем обществе, а вовсе не барин в окружении холопов.
*
Дворец Каройи / Károly-palota (Pest, Pollack Mihály tér 3). 1860-е
Foto
И наконец: там-там-пам-пам! Дварэц! Красавец! Тоже в тех же краях, и снова для кого-то из Каройи. Но уже как щедро: и парадное крыльцо, и французские мансарды-башенки по бокам (графские дочки, что ли, оттуда из окошек кавалеров присматривать будут?), и статуи между окнами, и вообще всего – много.
На коробку из стекла и бетона слева придется закрыть глаза: стоял-то тут как раз Манеж, а теперь – памятное по 1956 году здание Венгерского радио.
Эволюция творчества Миклоша Ибля, предпочтений заказчиков и архитектурной моды 19 века: слева Манеж, 1850-е, справа Дворец Каройи, 1860-е годы
Понятно, что архитектор – фигура зависимая. Он работает на заказ, как портной. И трудно сказать, глядя на этот сливочно-шоколадный «тортик», один из многих будапештских «тортиков», как было дело. Может, заказчик, как в той питерской шутке, требовал «строй во всех <стилях>, за все уплочено», а архитектор, скрипя зубами, нанизывал на балюстрады башенки.
…еще ближе.
Тем более что на момент создания дворца Иблю 49 лет. Он должен уже уметь многое, и работать намерен еще долго…
Продолжение следует