anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Архитектор Будапешта, Миклош Ибль

Архитектура после классицизма
Архитектура Будапешта, середина века


Самый центр Пешта, Липотварош, Базилика
Фото: Максим Гурбатов

Архитектура «будапештского полудня» - 1
«Будапештский полдень». Нравится мне это выражение, сил нет. Одна печаль – не мое. Придумали его авторы книги про Австро-Венгрию , а я пользуюсь. Потому что – в точку.


Сберегательный банк Пешта / Első Pesti Hazai Takarékpénztár; Ybl-palota (Pest, Károlyi Mihály utca, 12) 1869

«Будапештский полдень» – это 1896 год. Но и 1870-1980 – тоже время явного подъема. Будапешт активно застраивается после памятного наводнения 1838 года, и на все находятся деньги: на землю, на стройматериалы, на архитектурные проекты, на оплату работы скульпторов-кузнецов-лепщиков-мозаичистов и прочих художников, украшающих новопостроенные здания.

Такие, как Сберегательный банк Пешта. Это на полдороги от Университетской площади (Egyetem tér) с двуглавой барочной церковью к площади Францисканцев (Ferenciek tere).



Здание выходит углом на перекресток и завершается четырехгранным, кажется, куполом с окнами в огромных наличниках. Посередине – решетка, над ней нечто скульптурное, лучковый фронтон лежит на двух коротеньких колоннах неопределяемого ордера, по бокам барочные волюты.

Кстати, интересно было бы проверить, но, похоже, мастера эклектики должны были столкнуться с некоторыми проблемами лингвистического свойства: как все это назвать?

Терминология классицизма была ясна и традиционна: треугольный – фронтон, цилиндрическая – колонна, плоская – пилястра. А тут для описания одного только окна у купола (куполка? куполочка?) требуется целый абзац.

*

Главная таможня / Fővámház; сейчас Közgazdaságtudományi Egyetem (Budapest, Fővám tér 8) 1870-1874

Стилистика, заявившая о себе в здании Академии наук, показавшем, что можно обходиться без треугольных фронтонов и куполов, продолжена была Иблем в здании Главной таможни на набережной Дуная возле моста Свободы (тогда еще не существовавшего). Сейчас все внимание оттягивает на себя Центральный рынок, стоящий слева и принадлежащий уже следующей эпохе, хотя и отделенный от времени Ибля всего четвертью века. Изначально же главенствовала, конечно, она.

Таможня выглядит солидно, заставляя задуматься – а зачем вообще столице центрально-европейского государства, колоний не имеющего, такая огромная таможенная служба? Но всю ее охватить взглядом трудновато – разве что с воздуха – и при нормальном восприятии с высоты человеческого роста, с набережной, с перекрестка, взгляд выхватывает детали, фрагменты, вроде безупречных по ремесленному исполнению сдвоенных окон со скульптурами или тяжелых, под треугольными фронтонами (все же без них никак) рам входных дверей.


Фото: Максим Гурбатов

Этой весной, кстати, как раз под стенами Таможни, а ныне Университета, развертывалась Большая Будапештская Битва Подушками – как раз на фоне всего этого архитектурного богатства.


Schmahl Henrik                                         Ybl Miklós

Тут есть еще маленький, но симпатичный педагогический сюжет о том, как в ходе работы над зданием Таможни, или чуть раньше, маститый и опытный к тому времени Миклош Ибль заметил молодого немецкого каменщика без всякого образования, но зато, похоже, с фантазией, Хенрика Шмаля…

Задачка для киносценариста или для Вазари: что это должна быть за ситуация? Что такое должен сказать, сделать, нарисовать этот молодой человек, как проявить себя, чтобы Ибль «взял его под свое крыло и обучил за собственный счет» (A szárnyai alá vette és saját költségén kitaníttatta építésznek)? Не ошибся мастер: выпущенный в свободный полет, Хенрик Шмаль создал вскоре одно из самых оригинальных, хотя и малоизвестных строений Будапешта – Párizsi udvar, Парижский двор.

Продолжение следует
Tags: Австро-Венгрия, Венгерские_истории
Subscribe

  • Герои. Марципан. Сентендре

    Тот, что справа – граф Сечени, человек, именем которого названо в Будапеште всё самое главное, от моста до купален. Было дело. Стояли на…

  • Нерепортаж

    Не репортаж – потому, что с утра я ходила по городу с туристами, общего сбора дожидаться не стала, в самые скопления забираться…

  • Король Мадагаскара

    Серебряную монету выпустил банк Венгрии в память Морица Августа Бенёвского. Я было глянула – мамочки мои! Тут не пост, тут роман писать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments