Архитектура Будапешта, середина века
Архитектура «будапештского полудня» - 1
Венгерская Государственная Опера / Magyar Állami Operaház, Budapest (да, уже Будапешт), Andrássy út 22). 1873-1884
Архитектура «будапештского полудня» - 2
Дальше, конечно – Опера. Собственное здание Оперы – вот чего так не хватало в 1870-е годы жителям самых богатых городских районов, Липотвароша и Терезвароша. Разрешение от императора и короля Франца Иосифа было получено в 1873 году, и городская власть объявила конкурс проектов, причем требования прописали самые жесткие: архитектор должен был озаботиться и эффектным внешним видом здания, и акустикой, и удобством помещения для певцов и актеров, и механизмами смены декораций, и пожарной безопасностью.
Последнее было особенно важно: в 1881 году произошел катастрофический, со многими жертвами, пожар в венском Рингтеатре.
По тем временам иных средств решения задачи, кроме собственно архитектурных, не было вовсе; химики пока ничего предложить не могли, материалы в распоряжении строителей вполне традиционные – камень плюс всё то изначально пожароопасное хозяйство, которым набит любой театр: дерево мебели и декораций, ткани…
Ибль решение находит, не выходя за пределы собственной профессиональной компетенции – меняет конструкцию фасада. На фасаде появляется элемент, совмещающий функции крыльца и балкона: на него, в случае чего, публика сможет выйти из зала, а там… Хоть лестницы приставить, хоть телегу с сеном подогнать – всё спасение. К счастью, опробовать не пришлось: пожаров в будапештской Опере не было ни разу.
Foto
Как раз взгляд на Оперу позволяет понять художественную логику того варианта эклектики, что называется боз-ар (будем, если не возражаете, пользоваться этим термином; процентное соотношение неоренессанса и необарокко пока оставим в стороне).
Мы смотрим на фасад Оперы с противоположной стороны улицы и видим довольно сложное по силуэту и внутреннему наполнению сооружение; видим крупные детали: то самое крыльцо в три арки, пять арок выше, скульптуры в нишах и на верхней галерее.
Подходим ближе. Здание целиком в поле зрения теперь не помещается: мы уже не видим крыши с ажурным коньком, из двух сфинксов разглядеть можем только одного, и одного из двух сидящих в нишах композиторов – или Ференц Лист, или Ференц Эркель, на выбор, по очереди, но не оба сразу. Сложность силуэтов всех деталей и само соотношение количества деталей к целому остается примерно то же.
Более того, мы можем подойти вплотную к одной из этой деталей –хоть к черному чугунному столбу, например – и убедиться, что и здесь сложный силуэт состоит из множества сложных деталей… В точных науках нечто подобное называется «фрактал»: геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Foto
В архитектуре речь идет не о подобии самих форм, но о соотношении их характеров, степеней сложности, подобной или близкой друг другу во всех уровнях масштаба – как при восприятии всего здания в целом, так и при рассматривании какой-то маленькой его детали.
Foto
Причем предыдущий стиль, классицизм, ничего подобного не знает: уперевшись носом в колонну какого-нибудь восьмиколонного портика, мы увидим гладкую, в лучшем случае каннелюрованную колонну, ничего не говорящую ни о размерах, ни о силуэте здания в целом. «Фрактализация» архитектуры – свойство именно этого стиля, боз-ара второй половины XIX века, и возможно, именно поэтому городские здания того времени выглядят такими естественными, органичными и человекосоразмерными. Мне, во всяком случае, они представляются именно такими.
Тот же фокус еще раз. Картинки с http://showmystreet.com/, резкость не идеальная, но для наших целей достаточно.
Смотрим на здание Оперы с тротуара проспекта Андраши, от дворца Дрекслер. Здание напоминало бы цветок, если б природа знала параллельные линии и прямые углы; даже не цветок, а букет: три темные розы – арки крыльца, пять тюльпанов – арки второго яруса, листья чего-то темного и густо-зеленого – боковые ризалиты и веточками на фоне неба – скульптуры… Примерно так:
Пока нет машин (Андраши – это вам не Кутузовский), подходим ближе.
Становятся видны окна за аркадой наверху, а при окнах – фронтоны с контрфорсами, а перед окнами – перила и балюстрады, а в боковых арочных нишах – скульптуры.
Еще шаг.
Постамент, на котором стоит статуя в нише, тоже, оказывается, украшен рельефом, а фонарь над крыльцом – не просто так, а с амурчиками.
Так можно подойти вплотную – и все время открывать что-то новое, с расстояния незаметно. Оформление окошка, цветочные гирлянды в углу между полуколонной и архивольтом….
…яблоко среди роз, а на нем – пчелу.
То есть уровень детализации (видимое нами богатство оформления) остается примерно тот же все время – смотрим ли мы издалека на здание в целом или вблизи на его фрагмент. И архитектор этим процессом управляет…
Похоже, эта сторона архитектурного искусства на какой-то момент стала главной. Не столько создание огромных архитектурных ансамблей (тут классицизм вне конкуренции), не столько оригинальность идей и новаторство замыслов (на этом поле начнут игру архитекторы следующего поколения), не столько масштаб самих сооружений (больше! выше! – это уже после войны), сколько гармоничное распределение красоты. Так это и понималось.
В конце концов, если принятое в отечественном искусствознание слово «эклектика» восходит к греческому «выбирать» и говорит о методике работы архитектора, то французское «боз-ар» (beaux-arts, буквально «изящные искусства») характеризует получающийся результат. А он должен радовать глаз; здание должно выглядеть нарядно, торжественно, празднично и, как говорил император Франц Иосиф, должно быть «сделано как следует».
*
Варкерт / Várkert; Крепостной или, пожалуй, Замковый сад (Budapest, Ybl Miklós tér 9), 1874-1982
Варкерт – это идущая вдоль набережной система террас, галерей и аркад. Как многие другие постройки Будапешта этого времени, она создавалась не ради практической цели, а исключительно для украшения города – как променад, место прогулок, как еще одна точка, откуда можно любоваться видами Дуная и Пешта.
Foto
При садах – павильон с башней и легкими аркадами.
Первоначально – водонапорная башня для снабжения водой из Дуная этих самых садов, затем – кафе.
Фото: Максим Гурбатов
По виду, да и по сути – игрушка, вроде Будайского фуникулера: тщательно продуманная, старательно исполненная вещь для нашего удовольствия. Возможно – отдых и разминка для мастера, которому в ближайшие годы предстоят работы максимально крупного, «градообразующего», масштаба. Вести он их будет, похоже, одновременно, во всяком случае, в качестве финальной даты работы мастера над обеими постройками указывается обычно не момент «сдачи в эксплуатацию», а год смерти мастера, 1891-й.
Продолжение следует
Увидеть Оперу своими глазами: http://gidvbudapeste.hu/where-in-budapest/fun/