anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Архитектор Будапешта, Миклош Ибль

Архитектура после классицизма
Архитектура Будапешта, середина века
Архитектура «будапештского полудня» - 1


Венгерская Государственная Опера / Magyar Állami Operaház, Budapest (да, уже Будапешт), Andrássy út 22). 1873-1884

Архитектура «будапештского полудня» - 2
Дальше, конечно – Опера. Собственное здание Оперы – вот чего так не хватало в 1870-е годы жителям самых богатых городских районов, Липотвароша и Терезвароша. Разрешение от императора и короля Франца Иосифа было получено в 1873 году, и городская власть объявила конкурс проектов, причем требования прописали самые жесткие: архитектор должен был озаботиться и эффектным внешним видом здания, и акустикой, и удобством помещения для певцов и актеров, и механизмами смены декораций, и пожарной безопасностью.

Последнее было особенно важно: в 1881 году произошел катастрофический, со многими жертвами, пожар в венском Рингтеатре.

По тем временам иных средств решения задачи, кроме собственно архитектурных, не было вовсе; химики пока ничего предложить не могли, материалы в распоряжении строителей вполне традиционные – камень плюс всё то изначально пожароопасное хозяйство, которым набит любой театр: дерево мебели и декораций, ткани…



Ибль решение находит, не выходя за пределы собственной профессиональной компетенции – меняет конструкцию фасада. На фасаде появляется элемент, совмещающий функции крыльца и балкона: на него, в случае чего, публика сможет выйти из зала, а там… Хоть лестницы приставить, хоть телегу с сеном подогнать – всё спасение. К счастью, опробовать не пришлось: пожаров в будапештской Опере не было ни разу.


Foto

Как раз взгляд на Оперу позволяет понять художественную логику того варианта эклектики, что называется боз-ар (будем, если не возражаете, пользоваться этим термином; процентное соотношение неоренессанса и необарокко пока оставим в стороне).

Мы смотрим на фасад Оперы с противоположной стороны улицы и видим довольно сложное по силуэту и внутреннему наполнению сооружение; видим крупные детали: то самое крыльцо в три арки, пять арок выше, скульптуры в нишах и на верхней галерее.

Подходим ближе. Здание целиком в поле зрения теперь не помещается: мы уже не видим крыши с ажурным коньком, из двух сфинксов разглядеть можем только одного, и одного из двух сидящих в нишах композиторов – или Ференц Лист, или Ференц Эркель, на выбор, по очереди, но не оба сразу. Сложность силуэтов всех деталей и само соотношение количества деталей к целому остается примерно то же.

Более того, мы можем подойти вплотную к одной из этой деталей –хоть к черному чугунному столбу, например – и убедиться, что и здесь сложный силуэт состоит из множества сложных деталей… В точных науках нечто подобное называется «фрактал»: геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.


Foto

В архитектуре речь идет не о подобии самих форм, но о соотношении их характеров, степеней сложности, подобной или близкой друг другу во всех уровнях масштаба – как при восприятии всего здания в целом, так и при рассматривании какой-то маленькой его детали.


Foto

Причем предыдущий стиль, классицизм, ничего подобного не знает: уперевшись носом в колонну какого-нибудь восьмиколонного портика, мы увидим гладкую, в лучшем случае каннелюрованную колонну, ничего не говорящую ни о размерах, ни о силуэте здания в целом. «Фрактализация» архитектуры – свойство именно этого стиля, боз-ара второй половины XIX века, и возможно, именно поэтому городские здания того времени выглядят такими естественными, органичными и человекосоразмерными. Мне, во всяком случае, они представляются именно такими.

Тот же фокус еще раз. Картинки с http://showmystreet.com/, резкость не идеальная, но для наших целей достаточно.



Смотрим на здание Оперы с тротуара проспекта Андраши, от дворца Дрекслер. Здание напоминало бы цветок, если б природа знала параллельные линии и прямые углы; даже не цветок, а букет: три темные розы – арки крыльца, пять тюльпанов – арки второго яруса, листья чего-то темного и густо-зеленого – боковые ризалиты и веточками на фоне неба – скульптуры… Примерно так:



Пока нет машин (Андраши – это вам не Кутузовский), подходим ближе.



Становятся видны окна за аркадой наверху, а при окнах – фронтоны с контрфорсами, а перед окнами – перила и балюстрады, а в боковых арочных нишах – скульптуры.

Еще шаг.
Постамент, на котором стоит статуя в нише, тоже, оказывается, украшен рельефом, а фонарь над крыльцом – не просто так, а с амурчиками.



Так можно подойти вплотную – и все время открывать что-то новое, с расстояния незаметно. Оформление окошка, цветочные гирлянды в углу между полуколонной и архивольтом….



…яблоко среди роз, а на нем – пчелу.



То есть уровень детализации (видимое нами богатство оформления) остается примерно тот же все время – смотрим ли мы издалека на здание в целом или вблизи на его фрагмент. И архитектор этим процессом управляет…

Похоже, эта сторона архитектурного искусства на какой-то момент стала главной. Не столько создание огромных архитектурных ансамблей (тут классицизм вне конкуренции), не столько оригинальность идей и новаторство замыслов (на этом поле начнут игру архитекторы следующего поколения), не столько масштаб самих сооружений (больше! выше! – это уже после войны), сколько гармоничное распределение красоты. Так это и понималось.

В конце концов, если принятое в отечественном искусствознание слово «эклектика» восходит к греческому «выбирать» и говорит о методике работы архитектора, то французское «боз-ар» (beaux-arts, буквально «изящные искусства») характеризует получающийся результат. А он должен радовать глаз; здание должно выглядеть нарядно, торжественно, празднично и, как говорил император Франц Иосиф, должно быть «сделано как следует».
*


Варкерт / Várkert; Крепостной или, пожалуй, Замковый сад (Budapest, Ybl Miklós tér 9‎), 1874-1982

Варкерт – это идущая вдоль набережной система террас, галерей и аркад. Как многие другие постройки Будапешта этого времени, она создавалась не ради практической цели, а исключительно для украшения города – как променад, место прогулок, как еще одна точка, откуда можно любоваться видами Дуная и Пешта.


Foto

При садах – павильон с башней и легкими аркадами.



Первоначально – водонапорная башня для снабжения водой из Дуная этих самых садов, затем – кафе.


Фото: Максим Гурбатов

По виду, да и по сути – игрушка, вроде Будайского фуникулера: тщательно продуманная, старательно исполненная вещь для нашего удовольствия. Возможно – отдых и разминка для мастера, которому в ближайшие годы предстоят работы максимально крупного, «градообразующего», масштаба. Вести он их будет, похоже, одновременно, во всяком случае, в качестве финальной даты работы мастера над обеими постройками указывается обычно не момент «сдачи в эксплуатацию», а год смерти мастера, 1891-й.

Продолжение следует

Увидеть Оперу своими глазами: http://gidvbudapeste.hu/where-in-budapest/fun/
Tags: Австро-Венгрия, Венгерские_истории, Миклош_Ибл
Subscribe

  • В хозяйстве пригодится!

    Когда в 2013 году я начинала работу над путеводителем по Будапешту, в первую очередь решила написать раздел про самое известное здание города и…

  • Ещё возлежащие

    Фигура на аттике дома по проспекту Бойчи-Жилински напоминает, как было сказано, Диониса с фронтона Парфенона. Ок. А хозяин дома в…

  • Возлежащий

    Всегда мне эта фигура на одном из будапештских домов напоминала Диониса с фронтона Парфенона. Но самой было не сфотографировать – высоко и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments