Архитектура Будапешта, середина века
Архитектура «будапештского полудня» - 1
Архитектура «будапештского полудня» - 2
Базилика святого Иштвана / Szent István-bazilika (Budapest, Szent István tér 1), 1867-1891
Foto
Архитектура Будапешта: последние штрихи
В 1874-м Миклошу Иблю исполнилось 60 лет. Для архитектора – хороший возраст. Растрелли начал Зимний дворец в 54 года, Гюстав Эйфель свою башню – в 55 лет, Микеланджело занялся куполом святого Петра и вовсе в 72 года.
Он все знает, все умеет, репутация завоевана. И – это уже мастеру повезло – стиль, в котором он продолжает работать, эстетика, которой он придерживается, его собственная манера еще все так же актуальны и никому не кажутся несколько … эээ… устаревающими.
Эйфель еще только через десять лет займется своей башней, с которой начнется новая эстетика, эстетика металлоконструкции; пока же он, тут же в Будапеште, строит вполне согласующийся по духу с работами Ибля Западный вокзал. Относятся мастера к разных направлениям и эпохам, но работают в одном месте в одно время. Интересно было бы узнать об их взаимоотношениях…
И работ в это время мастер ведет много: даты строительства и проектирования нескольких важнейших сооружений 1870-1980-х годов накладываются друг на друга.
*
Вскоре Миклош Ибль получает заказ на работу с главным храмом города. Судя по датам, он еще продолжает вести строительство предыдущих сооружений, но с Базиликой ситуация форс-мажорная. Начинал ее строить Йожеф Хильд – архитектор, родившийся еще в XVIII веке, правильный классицист, строивший дома и храмы в эстетике «благородной простоты и спокойного величия», как завещали Палладио и Винкельман.
Йожеф Хильд. Проект базилики
святого Иштвана Эстергомская базилика
Его проект базилики в Будапеште явно напоминает о базилике в Эстергоме, что во-первых, правильно, поскольку в церковном смысле архиепархия Эстергома-Будапешта едина, а во-вторых, неудивительно, так как Хильд принимал участие и в ее проектировании.
В 1867 году 78-летний архитектор, почти закончив работу, скончался, а 22 января в следующем, 1868-м, купол, венчающий базилику святого Иштвана, рухнул.
Завалы разбирали и выясняли причины до 1871 года. Затем проектированием занялся Ибль.
Фото: Максим Гурбатов
Вся верхняя часть здания – его рук дело. Собственно, за этот возвышающийся над городом купол и две башни-колокольни ее и любят.
Foto
И видно с холмов Буды только эту часть – то, что делал Ибль; тело здания, построенное Хильдом, кажется только подставкой, вазой для этого развернутого к небу букета.
Фото: Максим Гурбатов
Так выглядит купол изнутри: мозаики и фрески.
http://budapestcity.org/05-templomok/05/Szent-Istvan-Bazilika/index-hu.htm
Но живописцы, как водится, спрятали за всей этой красотой более хитрую красоту – инженерную.
Фото: Максим Гурбатов
Внешняя оболочка купола, вид изнутри. Вся живопись – на внутренней части купола: серый треугольник в кадре – это ее макушка.
Фото: Максим Гурбатов
Металлический каркас (думаю, Миклош Ибль все же не упустил случая побеседовать с Густавом Эйфелем) обшит деревянными планками, а уже поверх уложены металлические листы. Отсюда – и легкость, и изящество, и как следствие – праздничность и самого здания базилики, и города, который оно собой украшает.
*
И самый последний штрих. То, чего больше не существует. Работа, которая – вместе с куполом базилики – должна была стать вершиной профессиональной карьеры архитектора. И стала таковой. Но мы этого не увидим.
Королевский дворец / Budavári Palota átalakítása (Budapest, Szent György tér 2). 1880-1891
Foto
Дворец на холме в Буде над Дунаем был построен еще при короле Беле IV, в XIII веке. Перестроен при Сигизмунде, при турках использовался как военные бараки и конюшня. Во время взятия Буды доблестным принцем Евгением Савойским разрушен, но в середине XVIII века отстроен заново. Полностью сгорел в ходе революции 1848-1849 годов (так получилось). Отстроен снова, но без особого блеска.
Королевский дворец, 1880-е
Foto
Так он выглядел в 1880-е годы, когда и было принято решение о его перестройке в том духе и стиле, который соответствовал бы «будапештскому полдню», и с очевидной оглядкой на близящийся тысячелетний юбилей – 1896 год.
Миклош Ибль и Алайош Хаусманн (оставим пока в стороне вопрос о мере участия каждого из них; скажем лишь, что Хаусман продолжал работу и после смерти Ибля в 1891-м; другие его работы: Néprajzi Múzeum и New York-palota) перестроили дворец в том буржуазном, нарядном стиле, что уже был отработан на всех этих многочисленных «дворцах» Будапешта, функционирующих в качестве банков, ресторанов, отелей или музеев, но выглядящих неизменно настоящими дворцами.
Пусть этот стиль называется «неоренессансным», если угодно, или «необарочным»...
Foto
…боз-аром или эклектикой, главное в нем – соответствие духу буржуазного города, спокойного, довольного собой, сытого, уверенного в том, что Европа вышла-таки на путь Прогресса и Цивилизации, и сворачивать с него не будет.
Буда, 1945 г.
Foto
Так выглядел в 1945 году дворец, перестроенный на рубеже XIX и XX веков Миклошем Иблем и Алайошем Хаусманном.
Он стоял на макушке холма, простреливалось всё; и если находящиеся в Пешта базилика и Парламент почти не пострадали, то дворец погиб. Он был восстановлен, конечно, после войны, но – в общих чертах. Нынешний купол – просто «купол», без характера, без стиля. Безвозвратно исчезли дворцовые интерьеры; внутри теперь – Национальная галерея, и ничто не отвлекает от разглядывания картин и статуй.
Королевский дворец и Варкерт, 1930-е
Foto
Это вид на Буду в 1930-е годы. Комплекс дворца главенствует над городом, а над ним, как вершина, как главная макушка города возвышается купол. Напротив, на том берегу Дуная, ему отвечает купол базилики, и не надо пересчитывать грани и ребра, чтобы увидеть их очевидное родство. Но купол дворца, пожалуй, все же пышнее, наряднее; королевская власть к тому времени – не столько тягость, сколько приличествующая независимому государству реликвия, и архитектура дворца жизнерадостна, оптимистична и нарядна, как никогда до того и никогда потом.
*
...В Пеште, в окрестностях базилики стоят прочие здания, построенные Миклошем Иблем: великолепная Опера, городские дома, Академия, Таможня, банк.
Foto
А в Буде, внизу, под Королевским дворцом – террасы, или сады, построенные им же. И – памятник Миклошу Иблю на площади Миклоша Ибля.
Будапешт своих героев помнит…