anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Архитектор Будапешта, Миклош Ибль

Архитектура после классицизма
Архитектура Будапешта, середина века
Архитектура «будапештского полудня» - 1
Архитектура «будапештского полудня» - 2


Базилика святого Иштвана / Szent István-bazilika (Budapest, Szent István tér 1), 1867-1891
Foto


Архитектура Будапешта: последние штрихи
В 1874-м Миклошу Иблю исполнилось 60 лет. Для архитектора – хороший возраст. Растрелли начал Зимний дворец в 54 года, Гюстав Эйфель свою башню – в 55 лет, Микеланджело занялся куполом святого Петра и вовсе в 72 года.
Он все знает, все умеет, репутация завоевана. И – это уже мастеру повезло – стиль, в котором он продолжает работать, эстетика, которой он придерживается, его собственная манера еще все так же актуальны и никому не кажутся несколько … эээ… устаревающими.

Эйфель еще только через десять лет займется своей башней, с которой начнется новая эстетика, эстетика металлоконструкции; пока же он, тут же в Будапеште, строит вполне согласующийся по духу с работами Ибля Западный вокзал. Относятся мастера к разных направлениям и эпохам, но работают в одном месте в одно время. Интересно было бы узнать об их взаимоотношениях…

И работ в это время мастер ведет много: даты строительства и проектирования нескольких важнейших сооружений 1870-1980-х годов накладываются друг на друга.
*
Вскоре Миклош Ибль получает заказ на работу с главным храмом города. Судя по датам, он еще продолжает вести строительство предыдущих сооружений, но с Базиликой ситуация форс-мажорная. Начинал ее строить Йожеф Хильд – архитектор, родившийся еще в XVIII веке, правильный классицист, строивший дома и храмы в эстетике «благородной простоты и спокойного величия», как завещали Палладио и Винкельман.



Йожеф Хильд. Проект базилики
святого Иштвана                                                 Эстергомская базилика


Его проект базилики в Будапеште явно напоминает о базилике в Эстергоме, что во-первых, правильно, поскольку в церковном смысле архиепархия Эстергома-Будапешта едина, а во-вторых, неудивительно, так как Хильд принимал участие и в ее проектировании.

В 1867 году 78-летний архитектор, почти закончив работу, скончался, а 22 января в следующем, 1868-м, купол, венчающий базилику святого Иштвана, рухнул.
Завалы разбирали и выясняли причины до 1871 года. Затем проектированием занялся Ибль.


Фото: Максим Гурбатов

Вся верхняя часть здания – его рук дело. Собственно, за этот возвышающийся над городом купол и две башни-колокольни ее и любят.


Foto

И видно с холмов Буды только эту часть – то, что делал Ибль; тело здания, построенное Хильдом, кажется только подставкой, вазой для этого развернутого к небу букета.


Фото: Максим Гурбатов

Так выглядит купол изнутри: мозаики и фрески.



http://budapestcity.org/05-templomok/05/Szent-Istvan-Bazilika/index-hu.htm


Но живописцы, как водится, спрятали за всей этой красотой более хитрую красоту – инженерную.


Фото: Максим Гурбатов

Внешняя оболочка купола, вид изнутри. Вся живопись – на внутренней части купола: серый треугольник в кадре – это ее макушка.



Фото: Максим Гурбатов

Металлический каркас (думаю, Миклош Ибль все же не упустил случая побеседовать с Густавом Эйфелем) обшит деревянными планками, а уже поверх уложены металлические листы. Отсюда – и легкость, и изящество, и как следствие – праздничность и самого здания базилики, и города, который оно собой украшает.
*

И самый последний штрих. То, чего больше не существует. Работа, которая – вместе с куполом базилики – должна была стать вершиной профессиональной карьеры архитектора. И стала таковой. Но мы этого не увидим.


Королевский дворец / Budavári Palota átalakítása (Budapest, Szent György tér 2). 1880-1891
Foto


Дворец на холме в Буде над Дунаем был построен еще при короле Беле IV, в XIII веке. Перестроен при Сигизмунде, при турках использовался как военные бараки и конюшня. Во время взятия Буды доблестным принцем Евгением Савойским разрушен, но в середине XVIII века отстроен заново. Полностью сгорел в ходе революции 1848-1849 годов (так получилось). Отстроен снова, но без особого блеска.


Королевский дворец, 1880-е
Foto


Так он выглядел в 1880-е годы, когда и было принято решение о его перестройке в том духе и стиле, который соответствовал бы «будапештскому полдню», и с очевидной оглядкой на близящийся тысячелетний юбилей – 1896 год.

Миклош Ибль и Алайош Хаусманн (оставим пока в стороне вопрос о мере участия каждого из них; скажем лишь, что Хаусман продолжал работу и после смерти Ибля в 1891-м; другие его работы: Néprajzi Múzeum и New York-palota) перестроили дворец в том буржуазном, нарядном стиле, что уже был отработан на всех этих многочисленных «дворцах» Будапешта, функционирующих в качестве банков, ресторанов, отелей или музеев, но выглядящих неизменно настоящими дворцами.



Пусть этот стиль называется «неоренессансным», если угодно, или «необарочным»...


Foto

…боз-аром или эклектикой, главное в нем – соответствие духу буржуазного города, спокойного, довольного собой, сытого, уверенного в том, что Европа вышла-таки на путь Прогресса и Цивилизации, и сворачивать с него не будет.


Буда, 1945 г.
Foto


Так выглядел в 1945 году дворец, перестроенный на рубеже XIX и XX веков Миклошем Иблем и Алайошем Хаусманном.

Он стоял на макушке холма, простреливалось всё; и если находящиеся в Пешта базилика и Парламент почти не пострадали, то дворец погиб. Он был восстановлен, конечно, после войны, но – в общих чертах. Нынешний купол – просто «купол», без характера, без стиля. Безвозвратно исчезли дворцовые интерьеры; внутри теперь – Национальная галерея, и ничто не отвлекает от разглядывания картин и статуй.


Королевский дворец и Варкерт, 1930-е
Foto


Это вид на Буду в 1930-е годы. Комплекс дворца главенствует над городом, а над ним, как вершина, как главная макушка города возвышается купол. Напротив, на том берегу Дуная, ему отвечает купол базилики, и не надо пересчитывать грани и ребра, чтобы увидеть их очевидное родство. Но купол дворца, пожалуй, все же пышнее, наряднее; королевская власть к тому времени – не столько тягость, сколько приличествующая независимому государству реликвия, и архитектура дворца жизнерадостна, оптимистична и нарядна, как никогда до того и никогда потом.
*
...В Пеште, в окрестностях базилики стоят прочие здания, построенные Миклошем Иблем: великолепная Опера, городские дома, Академия, Таможня, банк.


Foto

А в Буде, внизу, под Королевским дворцом – террасы, или сады, построенные им же. И – памятник Миклошу Иблю на площади Миклоша Ибля.
Будапешт своих героев помнит…

Tags: Австро-Венгрия, Венгерские_истории, Миклош_Ибл
Subscribe

  • Люблю такие интерьеры

    Даже когда – или именно когда – они уже старые, и общая потёртость перестаёт выглядеть модным дизайнерским замыслом, а становится…

  • Gerbeaud и архитекторы

    Где были мои глаза, когда я считала это классицизмом? Видимо, по первому впечатлению – когда видишь белые прямые коринфские колонны, а…

  • Чешская кухня в Будапеште

    Ну, пиво-то у чехов лучше. Что есть, то есть.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments