anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Ненаписанный рассказ про призрак будапештского трамвая



Это было бы неторопливое меланхолическое повествование о том, как шелестят под ногами сухие прошлогодние листья на тропинках среди будайских холмов, поросших лесом, но – прозрачным, пригородным, проницаемым для долетающих издалека городских шумов, если таковые вдруг заведутся, что вряд ли, поскольку неторопливый и не склонный к буйству Будапешт здесь, в Буде, особенно нетороплив и к буйству не склонен; о том, как исчезает время – не природное (пусть останется вот это, уже явно весеннее, но числящееся зимним в календаре), а историческое, и год 2014 уступит место тому самому, да, ему, неоднократно помянутому здесь 1896-му – тысяча восемьсот девяносто шестому тучному и золотому – году, когда уставший от шестимесячного празднества город по инерции всё продолжал и продолжал праздновать, находя для того всё новые поводы – вот, пожалуйста, открытие трамвайной линии к парку «Зуглигет», чем не повод, тем более, что инерция украшения города такова, что всё следующее десятилетие город будет продолжать украшать себя домами, похожими на дворцы, и мостами, похожими на заставку стиля ар-нуво в модном журнале, да вот хотя бы и ажурными трамвайными остановками-павильончиками, где ожидание трамвая скрашивается свежими круассанами и, естественно, кофе, о котором Дьюла Круди даже и не упоминает, поскольку «А как же иначе?», и о том, что всё это – увы – уже не существует, или почти не существует, и запах кофе вытесняется запахом мокрой травы, и пропадают, стертые резинкой, линии рельсов, и умолкает звон трамвая; ну да бог с ним, с меланхолическим и длинным рассказом, поскольку есть уже написанный и опубликованный – слава интернету – пост с картинками в журнале http://kykolnik.livejournal.com, к которому я вас сейчас и направляю, под звук навсегда уехавшего в прошлое, – туда, к исчезнувшему мосту Елизаветы, к пропавшей башенке Архива, к сгинувшему Национальному театру – будапештского трамвая 58-го маршрута.

Оригинал взят у kykolnik в История одной фотографии... «Зуглигет (Zugliget)»



Зацепив взглядом фотографию, была очарована, и, конечно же, стала собирать, буквально по крупицам, информацию.



История одного из самых примечательных маршрутов Будапешта № 58 «Московская площадь – Зуглигет (Zugliget)» началась ещё в 1867 году.
«Зуглигет (Zugliget)» – красивейший район будайских гор, облюбованный жителями Будапешта как парк для воскресных и праздничных прогулок, считавшийся «лёгкими города». В 1840 году в этом месте появился первый курортный поселок.
Будайские горы
Antal Berkes (Hungarian, 1874 - 1938) «Park in Sunlight (Zugligeti Scene)» 1907

Предприимчивые владельцы компании «Budai Közúti Vaspálya Társaság» решили запустить к парку линию конной железной дороги, что и произошло 30 сентября 1868 года. Поток отдыхающих увеличился, даже не смотря на то, что конка была неудобна из-за своей медлительности и непредсказуемости. В первый месяц, в общей сложности, услугами линии воспользовались 42329 пассажиров, цифра для того времени особенно большая. Поэтому вполне естественно, что владелец был особенно заинтересован в электрификации линии.

Первый трамвай побежал по рельсам к парку «Зуглигет» 15 сентября 1896 года. 4 июня 1900 года на линии произошло серьёзное крушение - на спуске сорвался и перевернулся вагон. Четыре человека погибли и многие были ранены, поэтому понятно, что был огромный скандал. После этого происшествия владельцы компании решили, что надо сократить длительность маршрута до ровной местности. А с 1911 года на нём эксплуатировались только вагоны с новой перекрёстно-индуктивной тормозной системой, исключавшей потерю управления.




4 июня 1900 года устранение аварии на маршруте


В 1903 году на открытой платформе конечной станции был построен необыкновенной красоты остановочный павильон в модном тогда альпийском стиле. Первоначально он предназначался для отдыха на промежуточном этапе при подъёме на гору. Тонкие деревянные колонны зала создавали фантастическую атмосферу.

Круди Дьюла (1878-1933), венгерский писатель, в романе «Красный дилижанс» (1913) упоминает об этой станции: «Мы долго ожидали на холмах Буды своего водителя, но ожидание было скрашено огромными круассанами, подающимися на этой великолепной станции...»









После войны к зданию пристроили крыло, превратив его в жилой дом с квартирами. Дом на конечной станции, который трамвай объезжал с двух сторон.







На этой фотографии особенно хорошо видно пристрой:




70-е годы


Маршрут был погублен «Великой Троллейбусной Идеей». Планировалось развивать троллейбус в Буде, и уход за путями прекратился. Износ путей привёл к тому, что в январе 1977 года маршрут стал работать как однопутный, а спустя несколько дней, 17 января, был «временно заменён автобусным маршрутом номер 158». На фотографии, очаровавшей меня, запечатлена та самая последняя поездка 17 января 1977 года:






На сегодняшний день часть путей вырвали и продали на металлолом; часть замурована под автостоянкой.
Местные жители очень обеспокоены, что некогда прекрасное здание станции стремительно разрушается.













































Источники: раз, два, три.
Tags: Городской_транспорт, Прочитано, Трамвай
Subscribe

  • 280. Солнечная сентябрьская лестница

    Это один из тех домов, из которых и состоит праздничный, парадный и эффектный проспект Андраши. Стоит Адольф Фести; он несколько домов здесь…

  • а мы тут печать новой книги начали

    Пока я показывала туристам морского божка в Музыкальной академии, переводила надпись про образованную терезварошскую собаку и демонстрировала…

  • Путеводитель по Будапешту, 1935 год

    Вышла по-русски тоненькая книжечка «Путеводитель по Будапешту для Марсианина», написанная Анталом Сербом в 1935 году. Спасибо группе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • 280. Солнечная сентябрьская лестница

    Это один из тех домов, из которых и состоит праздничный, парадный и эффектный проспект Андраши. Стоит Адольф Фести; он несколько домов здесь…

  • а мы тут печать новой книги начали

    Пока я показывала туристам морского божка в Музыкальной академии, переводила надпись про образованную терезварошскую собаку и демонстрировала…

  • Путеводитель по Будапешту, 1935 год

    Вышла по-русски тоненькая книжечка «Путеводитель по Будапешту для Марсианина», написанная Анталом Сербом в 1935 году. Спасибо группе…