
«В отличие от центральных районов других европейских столиц, облик которых складывался веками, венгерский город будущего строили одним историческим махом и фактически по единому плану. К середине века в Пеште регламентировались и высота зданий, и параметры фасадов, и размеры окон. Оттого по городским проспектам и бульварам гуляешь как по огромной квартире, меблировка и оформление которой продуманы хозяевами до мелочей…

…Восхищаешься не стариной, а тем смирением, с каким архитекторы подчиняли фантазию модным в пору будапештского полудня неоренессансу и неоклассицизму. Строили не кто как хотел, а в соответствии с национальной идеей о красоте преуспевания. Получилось богато и стильно».
Андрей Шарый, Ярослав Шимов.
Корни и корона. Очерки об Австро-Венгрии: судьба империи. – М., Колибри, 2010. – с. 136

Вот-вот. Будапешт и важен, и солиден, конечно. Столица империи, футы-нуты. Но весь пафос напрочь снимается масштабом. Даже на самом центральном здешнем проспекте Andrássi ut дома выглядят как господа и дамы – в самых торжественных и парадных своих нарядах, да.
Но именно как люди, а не как великаны.

Св. Иштван, хоть и отмечает своим куполом предельно допустимую для здания высоту (сакральная цифра 96 м),
но на пять метров ниже Исаакия. Опера – поменьше венской. Площади – как бальный зал во дворце средней руки аристократии. Улицы в старом Пеште такие, что голуби переходят их пешком – наблюдала на днях.
Расстояния небольшие, и горожане не успевают набрать скорость – так и бродят нога за ногу, гуляют постепенно ©.
Главное, чтобы костюмчик сидел, так? Будапештский – хорошо сидит.
И еще из той же книги правильные слова про вторую половину XIX века – "будапештский полдень".
Вот до чего же жаль, что не я придумала!..

Альбом «Виды Будапешта.1909 год. Часть 1» встречала здесь у букинистов.
Но отсканированные картинки взяты у ув. humus, за что ему большое спасибо.
Индивидуальные экскурсии по Будапешту