идет Международная историческая конференция
«Историк и мир, мир историка в России и Центрально-восточной Европе»
Я забежала на одно заседание, выбрав то,
где был обещан Юрий Сергеевич Пивоваров.
Не прогадала.
Если в двух словах, то:
В России понимание истории формируют не профессиональные историки, а «мыслители». Начиная с Чаадаева – ставят вопросы. Кто мы? Европа ли мы?
Профессиональные историки, однако, мыслителей игнорирует. Русская историческая наука этими вопросами не интересуется. Ставят их все больше литераторы. Карамзин, Достоевский. «Хоть и гениальный, но Чаадаев». Толстой пишет «Войну и мир», Данилевский «Россию и Европу». Получается война=Европа=зло, мир=Россия=добро. Миф о сакральности русской истории. Особый путь и пр.
Теперь эта русская мысль о судьбах родины устарела. Более того, она, эта русская мысль, не менее повинна в кошмаре ХХ века, чем большевики.
При этом профессиональные историки – «массовка» – от формационного подхода к истории бодро перешли к цивилизационному.
Главное же, что во всех этих концепциях ответственность с личности снимается. И историки до сих пор не объяснили, что произошло в России в ХХ веке.
После Освенцима не может быть «истории», возможен только персоналистский подход. Нужна новая антропология, и – с этого доклад начался, но смысл прояснился только в заключении – только через экзистенцию своей эпохи можно понять экзистенцию прошлого.
Общее ощущение – умные люди собрались поговорить, и каждому есть что сказать. Никакого пафоса, никакой торжественности. Рабочий язык конференции, кстати, русский.
Индивидуальные экскурсии по Будапешту