? ?
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Flag Next Entry
Потрясатель сцены
герань на окне
anna_bpguide
Globus_17.jpg

Стратфорд вряд ли сильно изменился с XVI века. Пешеходы на его улицах теперь куда разнообразнее по виду и говору, но сами улицы проходят и поворачивают там же, где и при Шекспире. От дома, где он родился, до дома, где он умер, – семь минут неторопливым шагом, один поворот, два перекрестка. Еще десять минут – до его могилы в церкви святой Троицы.

В Стратфорде-на-Эйвоне исчезают «проворней тени, мимолетней сна, короче молнии во мраке черном» – все сомнения в авторстве шекспировских текстов. Вот стоит его дом. В этой грамматической школе на Черч стрит учили его грамоте, знакомили с античной мифологией, благо учитель оказался поклонником Овидия. А вот скамья из вяза, на которой сидели обрученные жених с невестой: Уильям, восемнадцати лет, и Анна, двадцати шести. Тот же мост перекинут через неторопливый Эйвон, на улицах – те же самые дома. Тут жили его знакомые, его друзья. В самом начале Хай-стрит – дочь Джудит с мужем. Чуть дальше – недруг Даниэль Бейкер, который, заняв должность бейлифа, в 1602 году приказал изгнать из города актеров.

Вообразить Шекспира живым здесь нетрудно – труднее представить, что с момента его смерти в 1616 году прошло почти четыре столетия. И 450 лет – со дня рождения.

Untitled-2.jpg

В те времена фиксировали не столько день фактического появления на свет, сколько день крещения. И каждый желающий может увидеть в церковной витрине копию страницы из приходской книги, где тремя крестиками отмечена запись про крещение младенца Уильяма, сына Джона и Мэри Шекспиров, уже похоронивших к тому времени двух старших дочерей. Произошло это 26 апреля 1564 года; родился он, надо полагать, за три дня до того.

Шекспир прожил в Стратфорде четверть века, до начала 1590-х годов. Или всю первую половину недолгой, как оказалось, жизни. Стратфорд-на-Эйвоне выглядел образцовым средневековым городом с населением под две тысячи жителей, ремесленников и торговцев. Жили они основательно, строили для себя дома, с легкостью преодолевающие рубеж в полтысячи лет, разве что теперь чуть скривившиеся набок. В старейшем пабе, обосновавшимся на той же Хай стрит, и сейчас паб: сидит компания, тянет свое пиво, бросая взгляды на бесконечный футбол по телевизору… Вынесем телевизор за скобки (пиво оставим) – вот перед нами стратфордцы XVI века: торгующие, читающие, пьющие пиво и эль, временами – как раз перед шекспировым рождением – страдающие от нашествия чумы, прочно стоящие на земле, но неравнодушные и к делам духовным. Потрясения Реформации были еще свежи, и в 1553 году в Стратфорде вместо средневековой «Гильдии Святого креста» учреждается корпорация горожан, нечто вроде муниципального совета, решавшая текущие вопросы городского распорядка жизни. Членом ее, а на некоторое время и главой, бейлифом, станет перчаточник Джон Шекспир с Хенли-стрит. До этого его имя уже успело попасть в городские анналы, по иному, правда, поводу: отцу Шекспира предписано было заплатить штраф за мусор, скопившийся перед его домом, каковой добропорядочным горожанам надлежало вывозить на окраину города.

Untitled-6.jpg

Сказать, что дом его детства дошел до наших дней неизменным, было бы преувеличением. Его перестраивали, конечно. Когда Шекспир-старший умер, в доме открыли постоялый двор, и в таком качестве здание прожило еще столетие, постепенно ветшая. Это ведь не камень: дома здесь строятся по типу фахверка, когда деревянная конструкция в промежутках заполняется где кирпичами, а где плетением из ветвей, замазанных глиной. В середине XIX века страна начала сбор средств на спасение дома Шекспира. Диккенс организовал любительские театральные представления в Лондоне – эти деньги тоже пошли на приобретение дома и его реставрацию.

В спальне с низким потолком стоит кровать: зелено-красный балдахин, белые подушки; поверх покрывала – детское платьице, какие были в ходу в XVI веке. На этой кровати Мэри Шекспир родила своего сына Уильяма. Горят свечи – электрические, но это не важно: это все равно тот самый дом, где Уильям Шекспир жил, пока был ребенком, подростком, юношей.

Интересно, сочинял ли он уже тогда? Театральные представления точно мог видеть. В тот год, когда отец его служил бейлифом, в город прибыла труппа актеров; чтобы получить разрешение на игру, она должна была сначала сыграть перед членами городской корпорации. Нет, Уильям был тогда еще слишком мал, чтобы понимать что-либо в домашних разговорах на эту тему. Хотя… кто их знает, гениев? Самая известная в стране труппа и, добавим, самая дорогая, «Слуги лорда Лестера», гастролировала в Стратфорде в 1573 году – Шекспиру девять лет. Потом в 1576-м – ему уже двенадцать: самый тот возраст, чтобы подхватить на всю жизнь заразу актерства.

Впрочем, едва ли не все, что нам известно о юности Шекспира вполне достоверно – это то, что в восемнадцать лет он женился. А так же имя невесты – Анна Хатауэй, ее возраст, ее место жительства (дом ее семьи в целости сохранен в предместье) и тот факт, что на момент бракосочетания Анна была беременна и вскоре родила дочь Сюзанну. Затем у пары родились двойняшки Хемнет и Джудит.

Untitled-8.jpg

Тут в наших знаниях о биографии Шекспира зияет полоса «потерянных лет». Исследователи многое отдали бы, чтобы узнать, как он жил между 1585 и 1592 годами. Третий десяток жизни – время становления художника, время осознания миссии, обнаружения и открытия в себе таланта – поэтического, драматургического. Увы – никаких документальных свидетельств. Ни рукописей, как у молодого Пушкина, ни первых опытов освоения ремесла, что остались от двадцатилетнего Леонардо, ни даже полицейских протоколов, которыми так эффектно декорирована биография его современника Караваджо.

А потом… Потом – Лондон.

Globus_20.jpg

Лондон должен был его поразить. Размерами – после маленького Стратфорда; уже тогда город неудержимо распространялся вширь, застраивая даже древние оборонные рвы. Многолюдьем – в год рождения Шекспира в Лондоне насчитывалось около 85 тысяч населения; к тому времени, когда он покинет город, в нем будет обитать 155 тысяч человек, если не больше. Да хотя бы шумом. Как писал один немецкий путешественник, посетивший Лондон как раз в 1598 году, его жители «обожают такие оглушительные звуки, как пальба из пушек, барабанный бой и колокольный звон, и посему многие из них часто поднимаются на колокольни и по несколько часов кряду звонят изо всей мочи ради удовольствия».

Лондон уже тогда был старым городом, насчитывающим полторы тысячи лет истории. Основанная в XII веке церковь святого Варфоломея стоит неподалеку от Смитфилдского рынка и сейчас. При Шекспире она насчитывала уже триста лет, но, вероятно, еще не так глубоко ушла в землю, как теперь. Он непременно должен был ходить этими улицами: здесь, в двух шагах от старого собора святого Павла, еще не перестроенного после Великого пожара, размещались почти все лондонские типографии и книжные лавки. Поблизости шумела Варфоломеевская ярмарка, со времен раннего средневековья бывшая местом не только торговли, но и всяческих представлений. Их в Лондоне имелось предостаточно: от рыцарских турниров и футбольных игр до мистерий и балаганов с фокусниками, глотателями огня, карликами, визжащими и пляшущими обезьянами, бородатыми женщинами, акробатами в ярко-пестрых костюмах, канатоходцами, Панчем и Джуди, которые тогда еще сохраняли свой откровенно площадной характер, и чьи напитанные сексуальностью шутки равно ужаснули бы позднее и дам викторианской эпохи, и блюстителей нравственности из сегодняшнего телевизора. Лондон всегда был падок на зрелища, охоч до всего яркого, необычного, занимательного. «Весь Лондон, – замечал историк елизаветинской эпохи, – заслуживает сравнения со сценой», а в XIX веке Диккенс зафиксирует готовность обычных лондонцев заплатить, чтобы им позволили выйти на подмостки – сыграть хоть маленькую роль в очередном спектакле.

Globus_16.jpg

Таким был Лондон, когда в нем появился Уильям Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне. Великий драматург и великий город нашли друг друга – Шекспир дал городу зрелище, город обеспечил его жадной и ненасытной публикой.

Но не сразу, далеко не сразу… Прежде чем появились первые пьесы, молодой человек из провинции должен был как следует повариться в кипящем и бурлящем вареве столицы, завести полезные знакомства, научиться зарабатывать на жизнь себе и оставшейся в Стратфорде семье, выбиться сначала «в люди», потом в круг интеллектуалов и властителей дум. Тут-то и кроятся корни всех последующих фантазий на тему «Кто сочинил пьесы Шекспира?» Эти годы – пустые страницы, где не найти ни самого мелкого фактика, ни зацепки. Учительствовал? Актерствовал? Сотрудничал с Джоном Ди в его делах, ученых и таинственных? Все может быть…

Это было время подъема английского драматического театра. Шекспир пришел не в пустоту, а в уже существующую, на его глазах развивающуюся культурную среду. Вероятно, именно это и позволило ему преодолеть смущающий многих разрыв между той интеллектуальной базой, которую мог дать ему Стратфорд, и тем вольным полетом среди сияющих вершин мировой культуры, что будет демонстрировать он лет через десять. Он учился. Всему сразу: навыкам стихосложения и античной истории, искусству драмы и хитростям общения с собратьями по ремеслу, мастерству владения словом (в итоге его словарный запас – в три-четыре раза больше, чем у обычного образованного человека) и умению решать главную для автора пьес задачу – привлекать на представление публику.

Globus_15.jpg

Пожалуй, эту сторону работы елизаветинского драматурга мы, знакомящиеся с пьесами Шекспира в виде экранизаций или напечатанных в книге текстов, представляем себе хуже всего. Между тем писал Шекспир не для нас, потомков, худо-бедно изучавших в школах мировую историю и воспитанных в убеждении, что театр –  высокое искусство». Его публика – те самые люди из городской толпы, о которых словами самого Шекспира будет сказано, что они «больше дерутся, чем говорят, больше говорят, чем пьют, и больше пьют, чем молятся». Те люди, что смотреть медвежью травлю, выступление жонглера или казнь преступника на холме Тайберн отправились бы с не меньшим удовольствием, чем пьесу о взаимоотношениях давно умерших римлян или никогда не существовавших веронских влюбленных.

Литератор Томас Нэш, современник Шекспира, обрисовал положение дел так: «После полудня – самое праздное время дня, когда те, кто сами себе хозяева, как, например, господа придворные, юристы, большое количество офицеров и солдат, находящихся в Лондоне, предаются всякого рода удовольствиям. Развлечения они выбирают, не считаясь с тем, насколько они добродетельны: кто играет в карты, кто гоняется за женщинами легкого поведения, кто пьет, а кто смотрит пьесы». Заманить в зал зрителя, оторвав от стола в пабе или койки в публичном доме, увлечь, пообещать исключительное зрелище в городе, зрелищами богатом, и не обмануть – это и есть дело драматурга. Весьма непростое, если учитывать еще и конкуренцию между несколькими театрами.

Globus_12.jpg
Как правило, пьесы разыгрывались на постоялых дворах, которые представляли собой двухэтажные здания, окружающие с четырех сторон внутренний двор. Двор и становился залом. Публика стояла просто на земле, а те, кто мог это себе позволить, размещался на балконах-галереях, опоясывающих двор. Сцена – открытый помост – частью располагалась под балконом, что позволяло разнообразить мизансцены, но в основном располагалась непосредственно во дворе, посередине того, что, собственно, и называется «партером» («par terre» – на земле). Зрители смотрели на представление с трех сторон, и актеры, стало быть, должны были играть, ориентируясь на три стороны сразу – это скорее 3D-перформенс, чем «сценическая коробка» последующих эпох. Крыши, как правило, не было. И никогда не было тишины; потасовки, драки, скандалы – случались. Мужчины-актеры для женских ролей – факт общеизвестный, а вот об отношениях автора и труппы напомнить стоит. Как правило, автор не спешил публиковать пьесу, поскольку она, будучи представленной труппе актеров, становилась их собственностью и делать ее текст общедоступным противоречило бы интересам труппы. Более того, авторский текст не был законом и для самой труппы – во время представлений его могли переделывать, варьировать, подстраивая под конкретную ситуацию. А выступления шута, бывшего обязательным персонажем пьес, часто вовсе не прописывались автором, отмечавшим в рукописи просто «говорит шут», в уверенности, что шут-актер лучше знает, какими выходками и шутками веселить публику.

С середины 1580-х Шекспир начинает регулярно создавать пьесы для театра, а с 1594 года он работает только с труппой «Слуги лорда-камергера», став одним из ее пайщиков. За следующие четыре года он напишет тринадцать пьес: боевик на античную тему «Тит Андроник», комедии «Укрощение строптивой», «Два веронца» и еще несколько, ряд исторических драм на английском материале, трагедию «Ромео и Джульетта», которой «нет печальнее на свете» (и популярнее, заметим в скобках: постановки ее неисчислимы и только киноверсий существует не менее полусотни), волшебную сказку «Сон в летнюю ночь»… Это взлет:

Поэта взор в возвышенном безумье
Блуждает между небом и землей.
Когда творит воображенье формы
Неведомых вещей, перо поэта,
Их воплотив, воздушному «ничто»

Дает и обиталище и имя. ("Сон в летнюю ночь", V, 1. Перевод Т. Щепкиной-Куперник).

Очень важное событие произошло летом 1599 года. После неудачной попытки добиться продления аренды на землю, где стояло здание театра, «Слуги лорда-камергера» нашли ему новое место на южном берегу Темзы, тоже до некоторой степени привычное к развлечениям – там проводились петушиные бои и медвежьи травли. Здесь и был выстроен на деньги труппы новый театр, на вывеске которого Геркулес держал на плечах земной шар. Отсюда и название – «Глобус». На его сцене были сыграны комедии «Как вам это понравится» и «Двенадцатая ночь», трагедия «Король Лир», драма «Мера за меру», разрабатывающая вечно злободневный, заявленный еще Софоклом в «Антигоне» и столь же актуальный прямо сейчас вопрос – должен ли человек следовать закону, если закон бесчеловечен.

И пьеса «Гамлет». Она же «трагедия познания человеком зла», «трагедия масок», «лабиринт», «венец его творчества», «самая непонятная и загадочная трагедия»… Занятная деталь: в начале XVII века, уже после смерти Шекспира, два английских корабля, «Дракон» и «Гектор», совершали дальние морские походы. Путь был длинным, матросы скучали, и капитан «Дракона» инициировал постановку «Гамлета» силами команды, дважды, в 1607 и 1608 году. С тех пор роль Принца Датского играли Василий Качалов, Михаил Чехов, Сара Бернар, Лоуренс Оливье, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий и сотни других, но все так же нет уверенности, что мы теперь понимаем шекспировскую трагедию заметно глубже, чем те матросы «Дракона».

А в июле 1613 года случилось следующее. Во время представления пьесы «Генрих VIII» появившегося на сцене короля «приветствовали салютом из пушек; пыж, сделанный из бумаги или чего-то еще, вылетел из пушки и упал на соломенную крышу; но дыма, который при этом появился, никто не заметил, так как все глаза были обращены на сцену, а между тем огонь разгорелся и быстро охватил все здание, так что меньше чем за час оно сгорело до самого основания. Таково было роковое последствие этого хитроумного изобретения; но во время пожара погибли только дерево, солома и несколько старых костюмов; правда, на одном человеке загорелись его брюки, и он чуть не сгорел сам, но какой-то находчивый шутник потушил огонь, вылив на него бутылку эля».

«Генрих VIII» стал последней пьесой Шекспира. Больше он для театра не писал.

Сейчас на южном берегу Темзы между мостами Саутварк и Миллениум, почти напротив собора святого Павла, стоит круглое, белое с черными балками, здание театра «Глобус». Оно было воссоздано в 1997 году по инициативе американского режиссера Сэма Уэнамэйкера в двухстах метрах в стороне от его прежнего места. Новый «Глобус» стал первым зданием с соломенной крышей, построенном в Лондоне со времени Великого пожара 1666 года. «Подлинником» здание не притворяется, о чем сразу же предупреждают гиды, но сцена, галереи с деревянными скамьями для зрителей, под мрамор расписанные колонны, белые сборчатые воротники актерских костюмов – все выглядит таким, каким было при Шекспире. Четыре века тому назад.

А сам Шекспир вскоре после того пожара, но точно неизвестно когда, перебрался обратно в Стратфорд. Возможно, он был болен: все его подписи на документах 1612-1613 отличаются очень плохим почерком, что не может быть признаком старости – ему нет и пятидесяти. Днем 25 марта 1616 года датируется окончательная форма его завещания, документа, порождающего бесконечный поток версий касательно его биографии, его семьи, его отношений с женой, которой оставлена «вторая по качеству кровать», его личности, его творчества и даже самого факта его существования.
Умер Уильям Шекспир 23 апреля 1616 года. Его могильная плита находится в алтарной части церкви Святой Троицы в городе Стратфорде над рекой Эйвон.

Untitled-10.jpg

Фото: Максим Гурбатов
Потрясатель сцены // GEO, 2014, май
http://www.geo.ru/archive/geo-194

http://www.geo.ru/puteshestviya/potryasatel-stseny



  • 1
Забыли упомянуть Уолтера Марло :))) Сколько чернил пролито и сколько перьев сломано в бесконечных битвах стратфордианцев и марлонианцев. А ведь полно и других кандидатов.

Ишь ты как литературно. Красота! А вот фоточек мало...

Дык я ж одна в Стратфорд ездила, без Максима!.. Вот и фоточек мало...

  • 1