?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Мостостроение. Человек-мост
герань на окне
anna_bpguide
lanchid_epitese_reszlet1_1847_resize.jpg

На сайте http://timelord.blog.hu выложили картинки, на которых с натуры изображено строительство Цепного моста, начавшееся в 1839 году и закончившееся 20 ноября 1849 года. Оно, конечно, документ, но разобраться, что именно изображено мне, увы, технических познаний не хватает. Вот если б я работала, как прежде, в Севмашвтузе, можно было бы поймать в коридоре любого четверокурсника – он бы мне все бы и объяснил. Впрочем, тогда бы меня вряд ли интересовал первый мост Будапешта…

lanchid_epitese2_1847_resize.jpg

Если специалисты со знанием дела прокомментируют, буду признательна. А пока, как простому обывателю, приходится пользоваться художественным пересказом событий. Благо он есть – фильм «Человек-мост» (A Hídember), про инициатора строительсва моста, «лучшего из венгров», графа Иштвана Сечени.


q.jpg
Будучи в Англии – а человеком Сечени слыл  любознательным и инициативным – граф заводит знакомство с тамошними инженерами. Уильям Кларк разрабатывает по его заказу проект первого постоянного моста через Дунай, а Адам Кларк с этим проектом едет в Венгрию.


Untitled-2.jpg
Начинаются работы, а у меня возникают вопросы.
Почему именно это место было выбрано? Как проводилось строительство опор моста под водой?
Имелись ли какие-то способы противостоять напору течения Дуная (расход воды на Дунае — 6400 м³/с, пишет Википедия)?


Untitled-4.jpg
Внизу, на лодке – сам граф Сечени с сыном. Это, надо полагать, уже один из важнейших эпизодов строительства моста,
18 июля 1848 – время не самое подходящее, ведь в марте уже началась революция, и скоро станет не до торжественных акций.


Untitledc-2.jpg
А это именно торжество – при стечении публики должны быть соединены последние звенья цепи, держащей пролет моста.


Untitled-6.jpg
Джентльмен на мостках – инженер Адам Кларк, хочется верить. Но вот что именно происходит?..


Untitled-8.jpg
Паровой котел и кочегар при нем – главный двигатель всего технологического процесса.


Untitled-10.jpg
Цепи, давшие название мосту, – это не то, что по краям, а то, что в середине – внушительных размеров ...эээ... плоские металлические звенья (термин мне, термин!), которые должны, как пальцы в замок (вот так и выезжаю на зрительных ассоциациях, без технической терминологии-то), соединиться с другими такими же; их насквозь пройдет большая железная болванка (простите гуманитария), и конструкция приобретет необходимую прочность.


Untitled-12.jpg
Публика… Дама в белом – жена графа Сечени Кресченца, прежде – супруга графа Кароя Зичи (рррррррромантическая история!).


Untitled-14.jpg
Кларк дает отмашку… Вот где конструкция хорошо видна!


Untitled-16.jpg
Интересно, насколько верно кинематографисты поняли суть дела?
Так это было или не так?


Untitled-18.jpg
Вид сверху: слева одна часть тех самых цепей, справа другая.
Сейчас их цепями обыкновенными подтянут друг к другу…


Untitled-20.jpg
Граф Сечени переживает, похоже, главный момент всей своей жизни.


Untitled-22.jpg
…цепи встретились, и сейчас будут соединены накрепко, но…


Untitled-24.jpg
… что-то идет не так.
«Стой!!!»


Untitled-26.jpg
Цепь рвется.


Untitled-28.jpg
Кочегар не слышит команды и продолжает подбрасывать уголь, работа механизма продолжается, уже не создавая, а круша…


Untitled-30.jpg
Все падают. Всё падает. А граф с сыном – там, на лодке.


Untitled-34.jpg


Untitled-36.jpg
Сечени под водой.
Сына он вытолкнул, сам выплыл. Кларк в общем-то тоже живой остался.
Один человек погиб вроде бы.


Untitled-38.jpg
...

Untitled-40.jpg
Месяц ушел на восстановление, и открывали мост окончательно уже без Сечени:
шла революция, друзья его сочиняли конституцию и воевали с австрийцами,
а у него и собственных, личных, печалей хватало.


6f7d6d2e9d7cee453b1a8361935ae29c.jpg

Вот фрагменты той гравюры поподробнее:


lanchid_epitese_reszlet2_1847_resize.jpg

lanchid_epitese_reszlet1_1847_resize.jpg


Фильм на русском http://films.imhonet.ru/element/1177259/
Фильм на венгерском http://hu.gloria.tv/?media=418130
Гравюра 1842 года:
http://timelord.blog.hu/2014/04/18/ujabb_kepek_a_lanchid_epiteserol


  • 1
Эту штуку я бы назвал плоскозвенной цепью. А железная болванка для соединения ее звеньев - палец.

А натягивали цепи паровым кабестаном.

Кабеста́н (от франц. cabestan) — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю.

Ок, спасибо!
Он там виден где-нибудь?

На кадрах, что в посте, нет. Надо фильм смотреть с места, когда цепи натягивают.

Ну, это ж не хроника с места событий...
И то удивительно, сколько всего изображено. Фильм не сильно старый, 2002 год, но ведь и Венгрия - не Голливуд. Видно, что бюджет ограничен был, этот эпизод с мостом - самый насыщенный; дальше-то там лирика сплошная: венгерский язык, любовь и сумасшествие.

Жаль, что на стройку денег не хватило. Вот схема подъема Александровской колонны с ручными кабестанами:

image
Отсюда взял http://amsmolich.livejournal.com/194249.html

Грандиозное было бы зрелище, особенно паровые механизмы :)

да, было на что посмотреть публике, в обоих случаях

Меня, кстати, всегда при виде этого моста и рассказе истории интересовало, как же они в те времена строили...

  • 1