
На сайте http://timelord.blog.hu выложили картинки, на которых с натуры изображено строительство Цепного моста, начавшееся в 1839 году и закончившееся 20 ноября 1849 года. Оно, конечно, документ, но разобраться, что именно изображено мне, увы, технических познаний не хватает. Вот если б я работала, как прежде, в Севмашвтузе, можно было бы поймать в коридоре любого четверокурсника – он бы мне все бы и объяснил. Впрочем, тогда бы меня вряд ли интересовал первый мост Будапешта…

Если специалисты со знанием дела прокомментируют, буду признательна. А пока, как простому обывателю, приходится пользоваться художественным пересказом событий. Благо он есть – фильм «Человек-мост» (A Hídember), про инициатора строительсва моста, «лучшего из венгров», графа Иштвана Сечени.

Будучи в Англии – а человеком Сечени слыл любознательным и инициативным – граф заводит знакомство с тамошними инженерами. Уильям Кларк разрабатывает по его заказу проект первого постоянного моста через Дунай, а Адам Кларк с этим проектом едет в Венгрию.

Начинаются работы, а у меня возникают вопросы.
Почему именно это место было выбрано? Как проводилось строительство опор моста под водой?
Имелись ли какие-то способы противостоять напору течения Дуная (расход воды на Дунае — 6400 м³/с, пишет Википедия)?

Внизу, на лодке – сам граф Сечени с сыном. Это, надо полагать, уже один из важнейших эпизодов строительства моста,
18 июля 1848 – время не самое подходящее, ведь в марте уже началась революция, и скоро станет не до торжественных акций.

А это именно торжество – при стечении публики должны быть соединены последние звенья цепи, держащей пролет моста.

Джентльмен на мостках – инженер Адам Кларк, хочется верить. Но вот что именно происходит?..

Паровой котел и кочегар при нем – главный двигатель всего технологического процесса.

Цепи, давшие название мосту, – это не то, что по краям, а то, что в середине – внушительных размеров ...эээ... плоские металлические звенья (термин мне, термин!), которые должны, как пальцы в замок (вот так и выезжаю на зрительных ассоциациях, без технической терминологии-то), соединиться с другими такими же; их насквозь пройдет большая железная болванка (простите гуманитария), и конструкция приобретет необходимую прочность.

Публика… Дама в белом – жена графа Сечени Кресченца, прежде – супруга графа Кароя Зичи (рррррррромантическая история!).

Кларк дает отмашку… Вот где конструкция хорошо видна!

Интересно, насколько верно кинематографисты поняли суть дела?
Так это было или не так?

Вид сверху: слева одна часть тех самых цепей, справа другая.
Сейчас их цепями обыкновенными подтянут друг к другу…

Граф Сечени переживает, похоже, главный момент всей своей жизни.

…цепи встретились, и сейчас будут соединены накрепко, но…

… что-то идет не так.
«Стой!!!»

Цепь рвется.

Кочегар не слышит команды и продолжает подбрасывать уголь, работа механизма продолжается, уже не создавая, а круша…

Все падают. Всё падает. А граф с сыном – там, на лодке.

…

Сечени под водой.
Сына он вытолкнул, сам выплыл. Кларк в общем-то тоже живой остался.
Один человек погиб вроде бы.

...

Месяц ушел на восстановление, и открывали мост окончательно уже без Сечени:
шла революция, друзья его сочиняли конституцию и воевали с австрийцами,
а у него и собственных, личных, печалей хватало.

Вот фрагменты той гравюры поподробнее:


Фильм на русском http://films.imhonet.ru/element/1177259/
Фильм на венгерском http://hu.gloria.tv/?media=418130
Гравюра 1842 года:
http://timelord.blog.hu/2014/04/18/ujabb_kepek_a_lanchid_epiteserol