anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Выбор Венгрии


Скульптура Монумента Тысячелетия обретения родины. Будапешт
Фото:
http://kniga-bukv.livejournal.com

Немного философии. Опровергните?

Наш личный выбор именно Венгрии ничем предопределен заранее не был, но опыт жизни здесь позволяет – точнее, заставляет – строить некоторые предположения и приходить к предварительным выводам.

Самое интересное, пожалуй (помимо красоты и приятности Будапешта) – урок геополитики, преподносимый венграми. Не будучи европейцами по рождению, пришедшие сюда с Урала, мадьяры Европу выбрали. Сознательно или нет, единодушно или в спорах, однократно или с периодическим ренегатством, но – выбрали.

Первый раз – придя и оставшись. Не они первые. Так же приходили и франки с алеманами. Но вот монголы, скажем, как пришли, так и ушли. И о пребывании их на берегах Дуная, тут, на территории Будапешта, сообщает лишь легенда, венграми записанная. Сами же воители Чингисхана, хоть и ступили на земли бывшей Римской империи и Римской цивилизации, не заметив ее, откатились обратно – на Восток, в степь, в варварство. Венгры же пришли и остались.

Второй раз – приняв христианство. И не как веру (мне трудно поверить в искреннюю религиозность святого Иштвана, которого Карой Шеньеи справедливо изобразил в колоннаде площади Героев держащим крест в левой руке, но меч – в правой). Как входной билет в Европу. Первому королю венгров важно было стать не просто правителем, а правителем легитимным; легитимность же давало признание Римом. И вот уже прапрапра…внук кочевника Арпада получает корону из рук легата папы римского Сильвестра ІІ. Политический, цивилизационный смысл этого акта очевиден, религиозный – вторичен; под старость король пишет, готовя наследника к исполнению обязанностей европейского государя: «Воистину, слаба и недолговечная страна, где один язык и одна мораль».

Третьим актом европейского выбора венгров можно считать ситуацию борьбы с Османской империей. Проводить ли параллели с Ордой и Русью? Два века, XVI и XVII, в созидательной истории страны ушли псу под хвост; Венгрия тратила силы на безнадежные восстания и безуспешные войны, но от выбора не отступилась и азиатским государством не стала.

Далее – фокус создания Австро-Венгрии, этого «предварительного эскиза» Евросоюза. Можно сколько угодно говорить о том, что идеальным это государство не было, что оно, как Кощей, караулило собственную смерть – в игле, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце; читай «в дуализме». Но формулировка Андрея Шарова и Ярослава Шимова, описавших Австро-Венгрию как пример «умеренного процветания, относительного спокойствия и скромного благополучия», подозрительно смахивает на характеристику государства,  максимально совершенного, – в несовершенном мире и с несовершенными людьми.


Пятый раз выбор был сделан двадцать пять лет тому назад. Страна, социалистической считавшаяся только приличия ради, создавшая строй, почти официально называвшийся «гуляш-коммунизм», от членства в СЭВ и Варшавском договоре получавшая едва ли не сплошные пряники, не возражавшая против характеристики «самый веселый барак в соцлагаере», с соцлагерем распрощалась в одночасье.

Как водится, равномерным и поступательным движение в Европу не было: история – не физика. Но любопытно, что этапы противостояния Венгрии Европе все же выглядят не как поворот обратно, мол, «знать вас не хотим, у нас особый путь». Скорее, как пауза в движении: уперлись и на понукания только огрызаются: это упрямство ребенка, который знать-то знает, что взрослый прав, но слушаться не желает.

Так, похоже, выглядели отношения Венгрии с Австрией весь XVIII-XIX век. Попалась же мне где-то эта замечательная в своей исчерпывающей характеристичности фраза: венгры, мол, относились к австрийцам-немцам как непослушный ученик к строгому учителю: бунтовали, саботировали, вредничали… Но кто тут ученик, а кто учитель – сомнений не было.
Так венгры долго упирались в ответ на попытки австрийских чиновников ввести тут нормальную, то есть формальную, на бумаге прописанную юриспруденцию, и каждый магнат почитал своим законным правом вершить суд и расправу в собственных владениях по собственному усмотрению, а не по писаным бумажкам. Это коллизия «Женитьбы Фигаро» Бомарше, только застрявшая на столетие.

И так же дольше всех в Европе держались за латынь. Заседания Национального собрания, Парламента, велись здесь на живой устной латыни до пушкинских времен, когда вся Европа давно уже по латыни только читала, в жизни довольствуясь национальными языками. Говорят, первую речь в Национальном собрании на венгерском языке произнес граф Иштван Сечени, с которого вообще начинается тут многое – от судоходства до политических клубов, называемых словом «казино» («Ты куда?» – «В казино» – а сам конституцию сочиняет). Скандал получился грандиозный. Приличные люди, Цицерона наизусть цитируют, и тут вдруг…

Среди образованного сословия у латыни сторонников набралось предостаточно. Однако ж это торможение – никак не поворот в степь, к Уралу, в Азию, в кочевье, а возврат к истокам европейским, римским, повторение и закрепление пройденного. И сейчас в венгерских школах с пониманием и без презрения относятся к второгодникам: «Не успевает, да. Надо еще годик поучиться».

Собственно, мысль о торможении, о нежелании бежать впереди паровоза Европы приходит в голову на любой будапештской улице. Здесь застыл XIX век, точнее – «мирные временя», «békeidők», нормальное время, когда Европа развиваться-то развивалась, но в сумасшествие Великой войны еще не впала. Тут почтовые ящики на улицах – дизайна 1880-х, летом на маршруте по набережной  – трамвай 1912 года изготовления, квартал за кварталом – застройка 2 половины XIX века и состав населения – тот, довоенный, не разукрашенный разноцветьем, известным по Парижу и Вене.  И здание Парламента, очевидно в архитектурном смысле ориентированное на Парламент в Лондоне, отличается от Вестминстерского дворца принципиальным отсутствием Биг Бена: торопиться, следить за минутами – не венгерское это дело.

Выбор сделан, да. Выбор – Европа, да. Но – не впереди, не на лихом коне. В обозе, с гуляшом и гусиной печенкой, с опереттой и купальнями (вот уж место, навсегда отбивающее охоту торопиться куда бы то ни было), с кружкой вина.
Но – выбор сделан.



Európai jogokat, európai béreket, Európa közepén!

Предвыборный плакат партии с радующим российских журналистов названием «Йоббик» заявляет требования: «Европейские права, европейская заработная плата, в центре Европы!». Jobbik – самая правая, самая националистическая, одиозная партия. Там – за Великую Венгрию до Трианона, за патриархальные ценности и скрепы, временами до поисков внешних врагов, которые «во всем виноваты» и так далее. Но и они считают необходимым в разговоре с избирателями клясться Европой и присягать Европе.

…Случается встретить в венгерских текстах едва ни не в пределах одной фразы: «Мы – провинция Европы» и «Мы – Центральная Европа». Об этом и спор: центр или провинция. Но что – Европа, решили еще Арпад с королем Иштваном. Потомки согласны.


В тему:
Ле Гофф. Цитата и разговор  http://anna-bpguide.livejournal.com/207298.html
Святой Иштван I Венгерский про иммиграцию  http://anna-bpguide.livejournal.com/207685.html
Пример умеренного процветания http://anna-bpguide.livejournal.com/51809.html
Два слова о Ференце Деаке http://anna-bpguide.livejournal.com/208343.html
Хорошилище грядет http://anna-bpguide.livejournal.com/130203.html
Красные почтовые ящики http://anna-bpguide.livejournal.com/52180.html
Трамвайный антиквариат http://anna-bpguide.livejournal.com/35033.html
Часы в городе http://anna-bpguide.livejournal.com/23302.html
Фото: http://kniga-bukv.livejournal.com/121110.html
Tags: Венгерские_истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments