anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Исчезнувшие павильоны будапештской подземки



Вчера речь зашла о павильонах первой линии будапештского метро, знаменитой Millenniumi földalatti, «Фёльдалатти», открытой в 1896 году.
Тема эта чуть ломает образ Будапешта как города, в котором «всё как есть» со времен Франца Иосифа. Не всё. Но очень многое – что правда, то правда. Очень многое. Но – не всё.
На первой фотографии запечатлена площадь Октогон, когда она еще называлась по-венгерски , Nyolcszög tér. Это 1896 год. Слева – павильон подземки.



Просторно же тогда было на Восьмиугольной площади.





Первая линия метро шла в основном под проспектом Андраши и вела к месту празднования Тысячелетия обретения родины.
Собственно, ради того и строилась.





Архитектор Дьердь Брюггеманн (Brüggemann György , 1865-1903) спроектировал пять пар павильонов вдоль проспекта.



Альберту Шикеданцу (Albert Schickedanz, 1846-1915), автору концепции Мемориала Тысячелетия на площади Героев, поручены были станции самые представительные.




На площади Ференца Деака, например.




Это здесь. Как видите, с 1950-х все проще.




И на площади Гизеллы (ныне – площадь Вёрёшмарти; оттуда начинается улица Ваци).




Вот такие красавцы.




Этот павильон стоял на пересечении проспекта Андраши и проспекта Байчи-Жилински. В тогдашней топонимике – Sugár út и Váci körút.
Место всем знакомое: там, впереди по улице – Опера, слева за пределами кадра осталась Базилика святого Иштвана.




Странного вида картинка (видимо, открытка или рекламная иллюстрация) показывает прокладку кабеля мимо такого же павильона дальше по проспекту.



Похожие павильоны стояли и перед площадью Героев.



Как справедливо замечает http://oroksegfigyelo.blog, ближайшим аналогом этих будапештских павильонов может считаться павильон станции «Карлсплатц» в Вене,



а его источник, в свою очередь, угадывается в венецианском кватрочетно (Санта Мария деи Мираколи, 1440-1504; Скуола Сан-Марко, 1490).

Простояли павильоны не долго.
В 1911 году на площади Гизеллы затеяли строить памятник поэту Вёрёшмарти, и павильоны разобрали. В 1912 году убрали с площади Октогон. К 1924-му – и все остальные.
Вкусы изменились – такова, похоже, была основная причина. Об этом приходится себе напоминать, стряхивая очарование Будапешта, но ведь этот стиль и вправду к 1910-20 годам должен был уже выглядеть старомодным. Начинает работать Мис ван дер Роэ, выпускает свой «Манифест» Баухауз (1919), на подходе конструктивизм, а там и Ле Корбюзье с его планами переворачивания самой сути города и городского пространства… А тут – завитушки, бантики, реверансы в сторону Возрождения – архаикой всё это показалось, когда пришло время Первой мировой.

Фото и инф:
http://oroksegfigyelo.blog.hu/2014/05/14/ha_metro_akkor_modern
http://varoskepp.blog.hu/2009/03/31/a_foldalatti_volt_lejarati_csarnokai
http://www.berszangabor.hu/a-human/h14-15.htm
Tags: Австро-Венгрия, Городской_транспорт, Метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments