Зубчатый трамвай Fogaskerekű – это так. Между двумя рельсами посередине – еще один, с зубцами, и соответствующее колесо в самом трамвая. А что вы хотите – горы.
Будайские холмы только с Пештской набережной кажутся мягкими и низкими, а как начинаешь подниматься…
Ведет маршрут в Швабхедь, на Швабскую гору – там еще в 19 веке сформировалась этакая модная дачная местность, плюс виноградники. В 1871 году в Швейцарии (тоже горы) построили первую такую железную дорогу, через два года затеяли в Буде. И к лету 1874 года будапештцы (да, уже будапештцы: объединение городов датируется 17 ноября 1873 года) получили свою зубчатую железную дорогу.
Если учесть, что разница в высоте между начальным и конечным пунктом составляет 264 метра, решение было вполне разумным.
Первоначальных паровозов давно нет, нет и первых трамваев (трамвайной, электрической, линия стала в 1929-м). Но и нынешние уже выглядят вполне антикварными. Стиль 60-х! Где сейчас такое найдешь…
Начинается маршрут на станции Városmajor, чуть в стороне от путей «нормального» трамвая.
Наверху – туман. Он волнами наползает снизу, скрывает задние планы, и подтверждает слова Дьюлы Круди о том, что осени в этом городе соотвествует именно Буда…
В Пеште суета и волнения, приличествующие лету, а тут этакая меланхолия – легкая, нетягостная, не подавляющая, но вполне очевидная.
И народ перебирается на Будайские холмы, когда уже все вершины достигнуты и все амбиции реализованы. Кто знает, что это за особняк-дворец-дача необъятных размеров за забором на Rege út? Чье владение?
Жить здесь хорошо, кто б спорил.
Поднялись мы наверх, и ждем обратного трамвая.
Сейчас он поднимется оттуда, снизу. Кстати, с первоначальных времен линия удлинилась, теперь там 315 метров от начальной точки.
...
...
Вот он!
Вниз-то веселее получается…
Путь одинарный, и раздваивается только на остановках, поэтому встречные поезда время от времени ждут друг друга.
Вышли посередине пути, пошли пешком.
Осень, Буда, меланхолия. Пешт – тот уже к Рождеству готовится, поскольку жить не может без праздника, ярмарки, в крайнем случае – демонстрации. Буда смотрит на Пешт сверху с мыслью: «Пустое это всё…»
По-венгерски дом, жилище – ház, а родина – haza. Неспроста.
День туманный, тихий. Ни ветерка.
Забрели на территорию школы на склоне холма. Мальчишки нас увидели, спросили, не заблудились ли, объяснили дорогу.
Проводили, пожелали удачи.
И мы вернулись в Пешт, к делам.