
Йожеф Риппл-Ронаи, о котором тут шла речь – мастер серьезный, признанный.
А вот второй из двух упомянутых художников, Тивадар Костка Чонтвари –
персонаж поудивительнее.

Жил да был аптекарь по имени Csontváry Kosztka Tivadar.
И как-то раз было ему видение. Или сон. Или голос.
Биограф следом за художниками ходить и их рассказы выслушивать начинают,
когда те уже знамениты. А хвалить – когда знамениты и мертвы.

Так что интересоваться, что это вдруг человеку сбрендило, никому тогда в голову не пришло.
Ему же сбрендило, что на самом-то деле он никакой не аптекарь.
А художник.
Больше он в свою деревню не возвращался. Уехал в Африку, в Ливан, в Палестину.

Теперь о нем пишут, что хотят:
«Миссия художника состояла в том, чтобы узаконить историческое существование
венгерской нации через его искусство. Его особенное мировое представление и смысл его призвания,
которые сконцентрировали все его усилия в единственную цель, подчеркивают великолепие его творчества».
По-моему, чушь.
Так же как внезапное обнаружение в его «Старом рыбаке» (1902)
двойного портрета Бога и Дьявола.

Соотечественники, как водится, не оценили.
Парижане, как обычно, полюбопытствовали. Даже устроили сумасшедшему венгру пару выставок.
Но в Париже и своих гениев тогда хватало.

Таких художников, как правило, тянет обычно на «возвышенное» и «великое».
Мне же больше всего это пиросманиевский олень нравится >

Картинки:
http://www.hung-art.hu/frames-e.html?/english/c/csontvar/index.html
http://eletrajzok-sysy.blogspot.hu/2011/09/csontvary-kosztka-tivadar-muvei.html