
То, чего не видно. Napóleon udvar, дом со сказочным двориком из вчерашнего поста, строился в начале ХХ века, когда Будапешт застраивался в том же радостном и немножко бестолковом стиле, который приходится называть эклектикой. Я-то его чем дальше, тем больше люблю, а критики к нему строги.

Наружный ремонт не начинался. Мимо этого здания можно пройти, не заметив. Тем более, что рядом Опера; район стильный, местами весьма ухоженный, за угол свернуть – дикий, но явно очень даже оживленный вечером. Есть на что посмотреть и кроме этого дома.

Тем более, что за красотой надо или внутрь исхитриться проникнуть, или голову задрать повыше.

Доброе утро, сир!

На сайте http://kep-ter.blogspot.hu нашлись старые фотографии.



Из эклектики прорастает модерн – как беззаконный вьюн сквозь причесанный и подстриженный розовый куст. Все названия – модерн, ар нуво, югенстиль – не имена, не характеристики, а единственно указание на то, что «теперь» – «не так, как раньше». Нельзя было раньше входную арку делать не аркой, а прямоугольником. Технология (не эстетика!) не позволяла. А теперь – можно! И в новом формате сочиняются новые орнаменты, и новые технологии диктуют новый ритм деталей.

Это начало нашего века. Дому как раз сто лет. Ящики, конечно, противные. Помнится, при первом посещении шехтелевского особняка Рябушинского в Москве самое сильное потрясение случилось не от красоты мраморной лестничной ограды, волнами спускавшейся с верхнего этажа, а от врезанной в эту лестницу, в мрамор, желтой пластмассовой электрический розетки…


Слева – состояние 2003 года, справа – 2013-го; сейчас так же.

При входе – kaputelefon, не действует, но наличествует.

А с именем дома, похоже, случилась путаница.
В 70-е годы XIX века в Венгрии (тогда уже, не еще недавно ставшей частью двойной империи, Австро-Венгрии) пользовался большой популярностью Луи-Наполеон Бонапарт (Louis-Napoléon Bonaparte), он же Наполеон III, племянник Наполеона I, горячий республиканец, президент республики и император французов. Франция воевала с Пруссией, у Венгрии тоже были с Пруссией контры… Ну, так масть легла, что романтический герой (в некотором смысле, как считается, прототип барона Мюнхаузена, во всяком случае, его графического образа работы Гюстава Доре), любитель фигурного катания и бильярда вызывал у венгров если не симпатию, то интерес – точно.
И одна из кофеен поблизости носила его имя. Публика привыкла к имени Napoléon на вывеске, встречались «у Наполеона», забегали «к Наполеону» на чашечку кофе… Но к началу нового столетия вся эта французская политическая чехарда как-то забылась, газеты писали о другом, и постепенно имя «Наполеон» стало означать то, что оно означает с самого начало: Бонапарт. Дом унаследовал имя от места, и на фасаде появилась скульптура Наполеона – не III, племянника, а I, дяди, как исторического героя более масштабного.
Кафе «Напроеон» там на соседней Zichy Jenő улице есть и сейчас, кстати, с репродукцией «Наполеона на перевале Сен-Бернар» Давида.
Фото http://kep-ter.blogspot.hu