«Сервита» – имя площади. На старой фотографии она выглядит так, как и задумывалась. Церковь ордена сервитов постройки XVIII века в городской буржуазной среде конца XIX века – на месте, в родственном и близком окружении. Ни эстетического, ни технологического разрыва нет. Он случится позднее.
Под руку попалась эта фотография, поскольку проходила я перед Новым годом этой площадью, глядь – а с церкви строительные леса сняты, выглядит как новенькая. Дай, думаю, поищу, нет ли в запасах ее же, но первоначального вида. Есть, конечно. Будапешт вообще хорошо задокументирован, и всякое его здание зарисовано-сфотографировано со всех сторон и не один раз.
А это – декабрь 2014 года. Фасад церкви свежеотремонтирован. Постройка же справа…
Что ж, постройку справа известно откуда взялась.
1945
Можно выводить закон: «современные» здания Будапешта в исторической части города появляются тогда, и только тогда, когда первоначальное сооружение было уничтожено в войну.
1956
1963
1966
1967
1973
При этом они всегда занимают ровно то место, где стояло предыдущее – по периметру. Никогда не превышают его, исчезнувшего, по высоте. И в большинстве случаев, все более внятно и определенно по мере приближения к нашим дням, - стремятся превратиться в зеркало. Так, чтобы не спорить с «настоящей», австро-венгерской эпохи, архитектурой, а отражать ее, удваивать, ни в коей мере не претендуя на главное место в ансамбле, а сознательно держась на шаг позади.
В этом сооружении тема смирения еще не столь очевидна, а то, что проектировалось позднее, почти всегда сознательно аккомпанирует австро-венгерским солистам – особнякам, доходным домам. Учитывая, здание справа от церкви строилось в социалистические 70-е, приходится признать, что такое распределение ролей между «старым» и «новым» для Будапешта – само собой разумеется.
Фото из интернета и от http://humus.livejournal.com