anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Проспект



Это действительно шумный проспект, Кутузовский практически (по будапештским меркам). Ведет на запад, в Вену и далее – на Запад, так что загружен основательно, и по сторонам глядеть затруднительно. Поэтому получается наоборот: здесь не столько пешеходы смотрят на дома, сколько дома – на пешеходов.



Формально это Kossuth Lajos utca, названная так в 1894 году, сразу после смерти Кошута, который всё же очень много значит для Венгрии, несмотря на то, что история пошла не по пути, начерченному им.  Но по логике города, улица – продолжение проспекта Ракоци. Так же меняет имя каждые полкилометра Большой бульвар; поначалу это запутывает, потом становится понятно, почему.



Здания строились в надежде (в уверенности?), что их будут разглядывать. Не скользить равнодушным взглядом, а следовать изгибам арок, останавливаться на завитушках, отмечать ритм, задаваемый пилястрами и кронштейнами. Фразу про архитектуру и музыку обычно вспоминают по поводу готическим соборов, однако совершеннейшей истиной, точной характеристикой она становится именно в городе «прекрасной эпохи», но улице, застроенной доходными домами. Тут главным становится ритм окон и дверей, каким-то хитрым образом соотнесенный со скоростью движения пешехода.

Он, этот ритм, естественен, как ритм шагов. Пять шагов – окно, еще пять шагов – следующее… Может, шесть или семь, у кого как, но согласованность между человеческим физическим (физиологическим!) движением и чередованием архитектурных форм – налицо. Это как раз тот гуманизм, о котором говорят обычно только применительно к греческой архитектуре. Между тем, вот она – человекосоразмерность. Наглядное выражение тезиса о том, что человек есть мера всех вещей, и архитектурных форм знаний на  улице Лайоша Кошута в Будапеште – в том числе.



Видимо, такое выражение лица должно соответствовать фразе «И это пройдет». Эти глаза уже видели: ежегодные демонстрации «за» и «против» 15 марта, http://kniga-bukv.livejournal.com/125577.html , встречу ХХI века, весну 1989-го, танки 1956-го, бои 1945-го, ораторов 1918-го, видели горожан, обсуждавших смерть императора и короля Франца Иосифа, а перед тем – убийство наследника престола и начало войну, празднование Тысячелетия завоевания родины тоже, скорее всего, видели, великое наводнение… Стоп, наводнения 1838 года не видели и видеть не могли; о нем помнит только Францисканская церковь напротив.




Кондитерская «Август», работающая с 1870 года, – не самая, наверное, лучшая (торта Венгрии не делают), и не самая старая (Ruszwurm в Буде – та и вовсе с 1827-го). Просто – работает себе и работает, кофе варит, пирожные подает. Не «антиквариат» и не «памятник истории», боже упаси. Диванчики там уютные.




Пешеходы по этой улице или спешат – вперед, без остановок, подгоняемые непрекращающимся потоком машин и автобусов, или тормозят у витрин, не столько шикарных, сколько занимательных. «Fegyver szaküzlet» – «оружейный магазин»; из оружия там в основном сабли, их туристы и фотографируют.




Улица втекает в площадь, как ручей в речку. Все это чертили и планировали, но все равно кажется, что оно «само» так выросло. Старая церковь – как камушек, затормозивший поток улицы. Создалось некоторое завихрение, и получился угол между стеной церкви и выросшим тут же зданием.

Машины едут дальше, я пришла к месту встречи, дома с атлантами и гуманистическим ритмом окон остались позади. Впрочем, впереди (а также слева и справа) – такой же город не закончившейся «прекрасной эпохи», но это уже в следующий раз.
Tags: Австро-Венгрия, Город_изнутри
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments