anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Беседа в пештской цукрасде про муравья и волка



В самый высокий зимний сезон, когда ханука плавно перетекает в григорианское рождество, а оно – в юлианское, и гиду не продохнуть, случилась у меня одна любопытная беседа с приехавшими из России, а может, из Израиля или Украины, туристами.

В одной из старых пештских кофеен речь зашла о вечном, то есть о России и Европе. В таких случаях я обычно пересказываю культурологическую байку о пирожке и гамбургере, позаимствованную у одного из френдов и прекрасно идущую под торт Эстерхази с горячим шоколадом со сливками и стаканчиком холодной воды на серебряно блестящем подносе.
А тут разговорились и совместными усилиям родили такое.

Природа России естественным образом производит человека, которому выжить можно только в коллективе. Климат, смена сезонов и характер пространства таковы, что формируют человека по азиатской модели – этакого муравья, коллективиста-труженика.
Западная же культура, как водится, выращивает одиночку: человека, на коллектив не надеющегося, верящего исключительно в себя, зато и собственное мнение ценящего превыше всего: «Я есть истина» и «На том стою, и не могу иначе». Волка.

С природным миром и у того и у другого – максимально возможная в этом мире гармония: тут выживает волк, тут муравей.

Но при попытке (самовольной или вынужденной – не важно) пожить чужой жизнью векторы получаются разнонаправленными: муравей-одиночка слаб, никчемен и беспомощен (поэт сказал: Eдиницa! Кому она нужна?! Голос единицы тоньше писка…. И так далее). А стая волков… страшная сила. Так.
Урам, и четыре бокала токайского, кирэм. Нет, пять путтоней – лишку, слишком сладко. Три? Ок.

И что самое главное… Жить бы и жить нашему муравью в компании себе подобных в краю, где снега и просторы, но – требуется образование. А образование – это трансляция цивилизации. А цивилизация – это создание волков. Ну, так получилось. И получая образование, наш муравей получает программу жизни, выработанную волками для жизни в волчьем мире. И куда, спрашивается, денешься? Можно вычеркнуть Гегеля с Эйнштейном, все равно ничего не понятно, но греков Пифагора и Аристотеля наш муравьеныш получает еще в первом классе, даже если не называть этих имен. А театр с драматургией, эллинское волчье создание, – еще до школы, с первым утренником в детском саду. А потом без пауз: от Бойля-Мариотта к Лавуазье-Лапласу. Образование – продукт западной цивилизации.

И получается, что чем образованней наш муравей, тем больше в нем волчьего… Нет, вы себе представляете это существо, эту химеру? Полуволка-полумуравья? И каково ему жить на свете? В роли волка-одиночки – муравью? В коллективе муравьев – волку? Что? К Парламенту? А, ну да, конечно, сейчас встаем и идем к Парламенту.
Урам! Самлат кирэм! Да-да, Вы заметили, что кофейня с позапрошлого века работает? Это Будапешт, а чего вы хотели? Бай-бай! Висонтлаташра! Что это вы сказали такое длинное?..


Я решила, что к этому разговору лучшей иллюстрацией будет не интерьер кондитерской-цукрасды, а офорт нашего архангельского еще друга, художника Сергея Трубина
Tags: Экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments