Начало улицы Андраши. Слева – тот «дом на углу», сейчас существующий без купола.
Сразу бросаются в глаза многочисленные полотняные маркизы над витринами. В моем детстве они еще попадались в городе Иванове. Потом исчезли, а почему?
Движение левостороннее.
Купол мало того, что с мини-портиками (треугольные фронтоны – массивные, четко рисующиеся с больших расстояний), так еще и с многоэтажным, как шашлык, шпилем и орнаментом.
На втором этаже рекламные плакаты; жаль не видно, что там.
Классическая рекламная тумба слева от входа. В Москве, помнится, принялись устанавливать бетонные плоскости как носители рекламы. Сказать, что ли, вслух? На плоском рекламном «заборе» сколько помещается рекламы, столько пространства городского ею и загораживается. Тумба же рекламы несет в размере, определяемом длиной окружности, а размер загораживаемого ею пространства ограничивается ее диаметром. Геометрия, черт побери…
Дамы под зонтиками, мужчины в шляпах. А ведь может быть и двадцать пять градусов, и тридцать пять...
По проспекту Байчи-Жилински (тогда Váci körút) по рельсам идет конка.
Экипаж (коляска; как правильнее?) сворачивает на проспект Андраши. Будка, возле которой он поворачивает – это павильон будапештской подземки. Стало быть, под мостовой в эту минуту идет трехвагонный поезд второго в мире метро или, как тогда говорили, подземного электрического трамвая. 1896 год, значит, уже миновал, и тысячелетие отпраздновали.
Улица оживленная, публики много, сразу несколько человек стоят, идут, бродят – по проезжей части. И явно не торопятся. А в центре, посреди улицы, с повязкой на рукаве – не городовой ли или какой иной городской хранитель порядка?
На правой стороне улицы, напротив входа в дом – похоже, небольшой фонтан, из тех, что не для «красоты», и именно что для воды. Роскошные эти дома строились без водопровода в нынешнем понимании.
Чуть дальше дама обходит павильон подземки со стороны дороги. Становится понятно, почему эти павильоны так скоро убрали – они действительно мешали движению пешеходов: тесно.
Вывески: Deutsch Hunnia. Маркиза и над меленьким балкончиком этажом выше.
На втором этаже (первом, если считать только жилые) вывешены государственные флаги. Особенно много их дальше, ближе к зданию Оперы. Что празднуют? Или это все тот же юбилей – Тысячелетие ведь как начали праздновать с первых чисел мая 1896 года (2 мая Франц Иосиф открывал подземку), так до конца октября и веселились…
И еще хороший вопрос: где стоял фотограф? Проспект Андраши (он и тогда уже так назывался, с 1886-го, а до того, с 1883, – Sugárút или Radialstrasse) идет к площади Героев, к месту празднования Тысячелетия, но у начала его – сквер, пустая площадь. К празднику там был построен павильон, «киоск», как сказано на открытке (если это вообще та площадь). Но снимок явно сделан с более высокой точки. Была там какая-нибудь временная конструкция, вроде триумфальной арки? Могла, наверное…
Да, похоже, все-таки тот самый, 1896 год…
Фото 1 из журнала: http://humus.livejournal.com