anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Разглядеть детали



Начало улицы Андраши. Слева – тот «дом на углу», сейчас существующий без купола.

Сразу бросаются в глаза многочисленные полотняные маркизы над витринами. В моем детстве они еще попадались в городе Иванове. Потом исчезли, а почему?

Движение левостороннее.

Купол мало того, что с мини-портиками (треугольные фронтоны – массивные, четко рисующиеся с больших расстояний), так еще и с многоэтажным, как шашлык, шпилем и орнаментом.

На втором этаже рекламные плакаты; жаль не видно, что там.


Классическая рекламная тумба слева от входа. В Москве, помнится, принялись устанавливать бетонные плоскости как носители рекламы. Сказать, что ли, вслух? На плоском рекламном «заборе» сколько помещается рекламы, столько пространства городского ею и загораживается. Тумба же рекламы несет в размере, определяемом длиной окружности, а размер загораживаемого ею пространства ограничивается ее диаметром. Геометрия, черт побери…

Дамы под зонтиками, мужчины в шляпах. А ведь может быть и двадцать пять градусов, и тридцать пять...

По проспекту Байчи-Жилински (тогда Váci körút) по рельсам идет конка.

Экипаж (коляска; как правильнее?) сворачивает на проспект Андраши. Будка, возле которой он поворачивает – это павильон будапештской подземки.  Стало быть, под мостовой в эту минуту идет трехвагонный поезд второго в мире метро или, как тогда говорили, подземного электрического трамвая. 1896 год, значит, уже миновал, и тысячелетие отпраздновали.

Улица оживленная, публики много, сразу несколько человек стоят, идут, бродят – по проезжей части. И явно не торопятся. А в центре, посреди улицы, с повязкой на рукаве – не городовой ли или какой иной городской хранитель порядка?

На правой стороне улицы, напротив входа в дом – похоже, небольшой фонтан, из тех, что не для «красоты», и именно что для воды. Роскошные эти дома строились без водопровода в нынешнем понимании.

Чуть дальше дама обходит павильон подземки со стороны дороги. Становится понятно, почему эти павильоны так скоро убрали – они действительно мешали движению пешеходов: тесно.

Вывески: Deutsch Hunnia. Маркиза и над меленьким балкончиком этажом выше.

На втором этаже (первом, если считать только жилые) вывешены государственные флаги. Особенно много их дальше, ближе к зданию Оперы. Что празднуют? Или это все тот же юбилей – Тысячелетие ведь как начали праздновать с первых чисел мая 1896 года (2 мая Франц Иосиф открывал подземку), так до конца октября и веселились…




И еще хороший вопрос: где стоял фотограф? Проспект Андраши (он и тогда уже так назывался, с 1886-го, а до того, с 1883, – Sugárút или Radialstrasse) идет к площади Героев, к месту празднования Тысячелетия, но у начала его – сквер, пустая площадь. К празднику там был построен павильон, «киоск», как сказано на открытке (если это вообще та площадь). Но снимок явно сделан с более высокой точки. Была там какая-нибудь временная конструкция, вроде триумфальной арки? Могла, наверное…

Да, похоже, все-таки тот самый, 1896 год…


Фото 1 из журнала: http://humus.livejournal.com
Tags: Австро-Венгрия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments