anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Поезд мчится

Поезд мчится I



Песня Глинки и Кукольника, та самая, где «Поезд мчится в чистом поле» – это же про самую первую российскую железную дорогу. Сразу – в поэзию. К началу 1870-х железная дорога, поезд, паровоз – вещи настолько привычные, что Лев Николаевич Толстой, родившийся, между прочим, за два года до первого рейса стефенсоновской «Ракеты», описанием их, по сути, пренебрегает. Как пренебрег бы современный автор описанием телефона. Да о чем тут говорить? Всем все понятно. Вот и Толстой полагал, что «все понятно», а потому изображал прибытие поезда в Москву из Петербурга в 1873 году так, что иллюстратору было бы затруднительно нарисовать происходящее, пользуясь только этим описанием.




«…Вдали уже свистел паровоз. Через несколько минут платформа задрожала, и, пыхая сбиваемым книзу от мороза паром, прокатился паровоз с медленно и мерно нагибающимся и растягивающимся рычагом среднего колеса и с кланяющимся, обвязанным, заиндевелым машинистом; а за тендером, все медленнее и более потрясая платформу, стал проходить вагон с багажом и с визжавшею собакой; наконец, подрагивая пред остановкой, подошли пассажирские вагоны».

Так паровоз, привезя в Москву Анну Каренину, въехал в русскую классическую литературу.




Наверное, это самый знаменитый роман с участием железнодорожного транспорта. Во всяком случае – первый и единственный, где паровоз выступает не деталью окружающей жизни, не частью фона для событий романа, но главным инструментом совершающейся в финале трагедии. Чехов потом скажет про ружье, которое должно выстрелить в последнем акте, если появляется на сцене в первом. Толстовский паровоз – то самое ружье, только в словесности.

Экранизировали и иллюстрировали этот роман с тех пор несчетное количество раз, но нельзя сказать, чтобы с паровозом и поездом, несмотря на их значительную роль в сюжете, все было понятно. Например, сколько времени шел поезд зимой 1873 года из Петербурга в Москву? Имелся ли вагон-ресторан и как обедали пассажиры? А туалет? Как и где спали? Как выглядело купе? Где размещались, например, сопровождавшие графиню Вронскую девушка-горничная с собачкой, дворецкий, немалый графинин багаж, который в тексте назван «мешки»? В романе ответов не найти. Толстому не до мелочей. Анне, собственно, тоже.




Мелочи и подробности устройства старых российских железных дорог историки собирают потом по крупицам – как Алексей Борисович Вульфов, автор великолепного исследования «Повседневная жизнь российских железных дорог». Из него можно узнать, например, что в первой половине XIX столетия инженерам путей сообщения полагалась почти офицерская форма: у путейцев тоже были и шпаги, и плащи, и аксельбанты, и треуголки, и эполеты. Что идея механического железнодорожного снегоочистителя в России принадлежит не кому-нибудь, а Пушкину. Что окна в вагонах первоначально открывали, поднимая раму вверх, и это было удобнее, чем наоборот. Что паровозы долгое время носили собственные имена: «Я. Поляков», «Бобринский», «Гартман». Что нумерованных мест в поездах XIX века не было. А еще можно понять, почему российские поезда довольно долго не отапливались: поезд поначалу воспринимался как модификация крестьянской телеги, цыганской кибитки, помещичьего возка – а они ведь тоже никогда не отапливались. Так тепло ли было в поезде, которым приехала в Москву Анна?




Или вот еще история: в начале 1840-х годов один английский художник проехал по Большой западной железной дороге, что идет с Юго-запада Англии в Лондон. И по возвращении написал картину «Дождь, пар и скорость», причем написал так, как будто поезда бегают по дорогам уже полтысячи лет, и никому не надо объяснять, что такое рельсы или паровоз. Рельсов на картине, честно говоря, практически не видно. Паровоз – угадывается. То есть насколько же надо доверять глазу, чтобы изобразив черно-красное пятно с вертикально торчащей полоской черного цвета, заставить увидеть в нем – мчащийся по дороге паровоз! И ведь все видели, несмотря на то, что художник, как выразился один из критиков, писал ««подкрашенным паром»… При желании импрессионизм можно отсчитывать прямо с этого полотна, с 1844 года.




Кинематограф же – тот и вовсе начался с прибытия поезда.

Несмотря на абсолютное новшество, железная дорога очень скоро стала делом привычным, и – удивительно! – даже скучным. Кто б мог подумать, что публика так быстро перестанет восхищаться скоростью и удобством поезда, а начнет, вместо того, жаловаться на скуку железнодорожных путешествий!  «Езда на железных дорогах однообразна, чем и утомляет пассажиров», – констатировал  Аверченко Аркадий.  «Лучше пять часов прождать на морозе поезд, чем пять минут ожидать выпивки...» – это Чехов, рассказ «Мошенники поневоле». Право слово, не дождешься от людей благодарности!




Аверченко как-то уж особенно недоброжелателен к железной дороге. В рассказе «Невозможное» ученик воображает, как выговаривал бы своим учителю, если б чудесным образом поменялся с ним местами: «История народов преподается вами, как какое-то расписание поездов». Расписание поездов, великолепное достижение XIX века, вдруг – синоним скуки… В другом рассказе – коротко, но метко, почти по-чеховски: «Особенная – дорожная – скука повисла над всеми».




И, наконец, мир настолько привык к железной дороге, что теперь кажется: она была всегда. Которое по счету поколение детей сначала выучивается песенки про паровозики, а уже потом открывает для себя тот исторический факт, что всей-то истории паровозов – только-только два столетия? Мальчики с колыбели играют в железную дорогу, увлеченно рисуют паровозы – с трубой, откуда вырываются клубы дыма, и самозабвенно шепчут себе под нос «чух-чух, чух-чух» – даже если из паровозных родственников видели только пригородную электричку. «Какой костюм тебе в садик для новогоднего утренника приготовить?» – «Костюм паровозика!»




Привыкли мы к ней, к железной дороге. И уже не расстанемся.








Terminus (1961) Один день вокзала Ватерлоо

Иллюстрациями здесь – кадры из фильма о вокзале Ватерлоо, снятый Британским телевидением в 1961 году и признанный лучшей документальной лентой года. Про механизмы и технику там тоже есть, но про людей – в особенности. За фильм спасибо ув. http://ezyk091978.livejournal.com

Tags: Публикации
Subscribe

  • ДУЭЛЬ БАТТЯНИ–РОЗЕНБЕРГ. АДВОКАТ ИЗ БУДА-ПЕШТА УБИВАЕТ ЧЛЕНА ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ!

    Дуэль на пистолетах между графом Иштваном Баттяни и адвокатом Дюлой Розенбергом состоялась утром 22 октября 1883 года в Темешваре. Газета Le Figaro…

  • Buli и папа

    Фото https://nepszava.hu Проходили вчера с туристами по району, традиционно называемому Жидонедьед, Еврейский квартал, а теперь и Булинедьед,…

  • Видите?

    Видите архитектурный рисунок на фасаде? Он становится виден не сразу, и только если смотреть с той стороны, откуда на здание должен падать свет,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • ДУЭЛЬ БАТТЯНИ–РОЗЕНБЕРГ. АДВОКАТ ИЗ БУДА-ПЕШТА УБИВАЕТ ЧЛЕНА ВЕРХНЕЙ ПАЛАТЫ!

    Дуэль на пистолетах между графом Иштваном Баттяни и адвокатом Дюлой Розенбергом состоялась утром 22 октября 1883 года в Темешваре. Газета Le Figaro…

  • Buli и папа

    Фото https://nepszava.hu Проходили вчера с туристами по району, традиционно называемому Жидонедьед, Еврейский квартал, а теперь и Булинедьед,…

  • Видите?

    Видите архитектурный рисунок на фасаде? Он становится виден не сразу, и только если смотреть с той стороны, откуда на здание должен падать свет,…