anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Paulay Ede utca. Улица в Терезвароше



Терезварош – самый центр. Это как раз тот район, где проспект Андраши, а на нем – Опера, антикварного вида линия метро и самые дорогие магазины.

Улица, о которой идет речь, проложена тут же рядом, параллельно проспекту. Но проспект оттягивает на себя и туристов, и транспорт, и просто пешеходов. И на ней поэтому – тишина.



Улица Paulay Ede названа именем венгерского драматурга и актера XIX века, за пределами страны не известного. И это тоже оберегает ее от излишнего внимания посторонних – попробуйте-ка упомнить название. Начинается она от сквера на площади Елизаветы, тянется справа от проспекта Андраши, с изнанки. Проспект остался слева, на улочку Paulay Ede в кадре въезжает желтое такси. Нам – туда.




Это именно изнанка: строились здешние дома почти одновременно с  доходными домами проспекта, выглядящими, как дворцы. Но – без шика и пафоса. Там пять этажей, а тут три. Там колонные портики и атланты, на первом от угла доме – и вовсе вариация на тему микеланжеловской гробницы Медичи. Тут – лишь минимальный набор: рустованный нижних этаж, треугольные фронтоны над каждым окном, арки входных дверей. Здесь город звучит вполголоса. Улочка – не на показ. Для себя.



Paulay Ede utca, 6-8. 1959

Такие улочки не слишком меняются со временем. Во времена Австро-Венгрии строили так, что менять-переделывать не очень-то и требуется. Умом понимаешь, конечно, что между годом строительства и нынешним днем пролегли две мировые войны (проигранные) и полвека социализма. Но на подоконниках – та же герань, и так же будут распахнуты окна, пока жара не заставит закрыть рамы, а то и опустить жалюзи.




В самом начале улицы туристов караулит «Слепая ворона». Бог с ней, почему она слепая, Vak Varjú – вид у нее, во всяком случае, вполне довольный. Сытый вид, если честно. Ресторан с таким названием имеет репутацию вполне приличного заведения, даже с некоторым шиком.

И тут же, в двух метрах, располагается маленький ресторанчик, где на столах красные клетчатые скатерти, а стены скромно украшены фотографиями видов старого Будапешта. Туда ходят по большей части местные жители, фотографии эти давно выучившие наизусть. А туристам – наука: встать надо на тротуаре посередине между обоими ресторанами, посмотреть на дизайнерские интерьеры одного и на кирпичные стены другого, а потом закрыть глаза и принюхаться. Пахнет-то сегодня откуда вкуснее?




На добротных, старых, вполне имперских постройках маленькой этой улицы глаз постоянно вылавливает следы запустения и более того – разрушения. Удивительным образом они не мешают ощущению уюта. Только потому, что камень нагрет солнцем? Или потому, что общее-то впечатление все равно обеспечивается гарантированной правильностью округлых линий арок и фронтонов, четким ритмом высоких прямоугольных окон?




«Кто там?»




Двери у всех этих домов старые, деревянные, резные, точеные, с решетчатыми окошками, сквозь которые можно разглядеть двор, но чаще – отражение фасада с противоположной стороны улицы. Чувство уюта, кстати, именно отсюда: фасад может нести на себе следы разрушений, но фасад – дело индустриальное. Его и терзали не руками, а снарядами, и ремонтировать придется с использованием серьезной техники и не менее серьезных финансов.




А дверь – дело почти частное, дворовое; ответственность за ее состояние лежит не на правительстве, а на тех двадцати-тридцати семьях, что живут в доме. Они дверь берегут. Проходишь мимо, и считываешь это послание: берегут.



Paulay Ede utca, 15, возле пересечения с улицей Káldy Gyula

Памятные таблички на асфальте. Супруги Дойч, Deutsch házaspár: Микша и его жена Корнелия. Его – в Мальтхаузен. Ее – в Равенсбрюг. Убиты в 1944-м. Ему сорок семь. Ей сорок. Таких табличек по городу – около трехсот. Называются Stolpersteine, «штольперштайне» – «Камни преткновения». Здесь подробнее (Часть 2.).

Мне кажется очень правильным, что память о жертвах нацизма не вынесена в отдельное, специально для скорби предназначенное место (хотя Holocaust Memorial Center в городе тоже есть), а вплетена в обыденную жизнь.




А это то, что становится очевидно, если не ограничиваться главными достопримечательностями, а походить по небольшим улочкам, вроде этой. Когда возникает необходимость возвести среди старой застройки новое здание, делается это в Будапеште в соответствии с некоторыми принципами… Не знаю, правда, прописанными ли где, но по результатам их реализации – очень внятными.

Прежде всего, новое здание будет стоять четко по периметру исчезнувшего, по красной линии. И выше основной застройки оно тоже не будет, как бы ни хотелось (или же и не хочется?) И, наконец, чем дальше, чем более осознанно звучит третье положение: новый дом будет работать зеркалом для той архитектуры, что безусловно признана здесь истинной, подлинной, достойной первого места в городе и первостепенного внимания зрителя. А новое – лишь зеркало для нее.

Количество подобных решений уже только у меня в журнале набралось достаточно, чтобы считать это выражением принципиальной позиции города:
Отражения http://anna-bpguide.livejournal.com/374431.html
Дом-зеркало http://anna-bpguide.livejournal.com/371022.html
Szervita  http://anna-bpguide.livejournal.com/308903.html
Georgia bérpalota       http://anna-bpguide.livejournal.com/38842.html




А чего не будет – так это имитации. Лицемерного «да-да, в общей стилистике, да, вписывается в ансамбль». О реставрации можно говорить применительно к церкви Матьяша, к Музею прикладного искусства, к Королевскому дворцу (отчасти). Видимо, слишком ценят тут подлинники, слишком понимают, что различия между домом, построенным накануне 1896 года, и его имитацией сегодняшнего дня будет бросаться в глаза сразу. По крайней мере, самим будапештцам. Слишком много здесь подлинного, настоящего, того самого, чтобы рассчитывать на такой фокус.



Káldy Gyula utca a Paulay Ede utca felől.

Повернуть голову направо и заодно переместиться в 1957 год – получится эта картинка. Впереди – дом в три этажа (не считая нижнего). Это, между прочим, как раз тот дом, откуда начинается Gozsdu udvar. Кто был знает. На месте маленького домика, что стоит по левую руку, сейчас – нечто кирпичное, современное, какого точно времени, не пойму, но все так же – по красной линии, не выше соседей. Разве что не стеклянно-зеркальное, поскольку – жилое.




Идем дальше. За забором – пустота, место несуществующего дома.

Вариантов бывает несколько. Застройщик приобрел участок, собрался строить, и бац! – разорился; а соседи оказались удачливее, и свое успели возвести в срок. Или: стоял старый дом, его постепеноо окружали новые дома (в конце века Будапешт рос – не угонишься), в надежде, что старый рано или поздно придется сносить, а участок, где он стоял, застроится новыми, такими же как эти, слева, справа, сбоку; но что-то пошло не так. Самый простой вариант: 1944 год, бомбежка.





А на дверях какой-то пристройки рядом – плакат молодежного клуба Instant. Тоже ромкочма, хотя и не такая известная, как Szimpla; туристы туда пока еще толпами не ходят, всё больше – свои, местные, терезварошские.




«Даже терезварошская собака сама убрать за собой не сумеет», да-да. Ну, вы знаете.




А мы дальше идем, по направлению к Большому бульвару, который на этом участке называется Teréz körút, бульвар Терезы.




Закрыто, потому что день. Это «Симпла» на правах патриарха открыта день и ночь, клуб по имени «А» откроет ворота только в сумерки. Внутри – дворик с галереями, пиво, музыка.




«Itt járt a legtöbb háromszöget viselő ember / This is where the highest number of people wearing triangles passed» – и не спрашивайте меня, что это и по какому поводу. А вот! И еще подобное.



Dalszínház utca, szemben a Thália Színház a Paulay Ede utcában. 1971

Это мы до середины улицы дошли. Недалеко, на проспекте Андраши – Опера, а здание, что попало в кадр слева – тот самый любопытный дом-дворец, что составляет со зданием Оперы контрастно-подобную пару. Когда-то здесь размещалось кафе И снова будет, надо полагать, но пока мы не видели здание без лесов: отель там собирается открыться.




А это украшения входа театра Thália. Вообще-то там и изначально, и сейчас – роскошное ар деко, но в 70-е, как видно на предыдущей фотографии, присутствовал, похоже, какой-то пластик.




Ага, это мы к улице Nagymező подходим! А перед перекрестком – магазин «Sugar!». Магазин сладостей, но не шоколада и даже не столько марципана, сколько карамелек – всех цветов и размеров. Туристам, которые с детьми, туда заходить просто опасно. Может, и не каждый ребенок скажет: «Вы, мол, родители, идите куда хотите, а я тут остаюсь!!!»… Но подумают-то все.




А здесь уже есть риск застрять родителям… Во-первых, название. Кафе в центре будапештского Терезвароша, на улице Paulay Ede, называется «Живаго». Во-вторых, оно как бы по замыслу «русское», там самовар и иконы, но на самом-то деле – именно что старый Будапешт. Мягкие диваны, вручную связанные белые скатерки на круглых столах, буфет времен Франца Иосифа, все чашечки – разные, как у бабушки. В третьих, лучший в городе горячий шоколад (проверено).




Взглянуть повнимательнее и удостовериться: водосточные трубы, как и везде, уходят прямо под землю, уводя воду в ливневую канализацию. Дождь возможен, лужи – нет.




Кафе «Живаго» стоит на правой стороне улицы, а на левой – то здание, что со стороны проспекта Андраши называется книжным магазином «Александра». Только это книжный магазин по-будапештски: на первом этаже – винный отдел, на последнем – кафе. Это его роскошный расписной потолок виднеется сквозь открытые окна. Книги? Книг тоже найдется.




Еще там же обитают куклы. А на самом-самом верху, на крыше – бар «360». Вид оттуда… хороший вид.




Сколько мы шли? Минут пятнадцать от площади Елизаветы, где колесо обозрения? А улочка вдруг взяла и кончилась. Не добравшись до Большого бульвара, уткнулась в площадь Ференца Листа. «Площадью», правда, этот место называть неловко – сквер, пожалуй: каштаны, кусты, красная герань в ящиках.




«Стой!» – призывает рука великого Листа. Куда бежишь, в самом деле? Видишь – столы расставлены, гуляш сварен, вино-пиво заготовлено.

Это одна из ресторанных площадок Будапешта, тут с утра до вечера звякают ложки-вилки и пахнет всяческой едой. Количество кафе и ресторанов на этом пятачке мне не известно – я со счета сбиваюсь каждый раз…




Как улица Ваци ведет к Центральному рынку, как новая ветка метро – к купальням Геллерт, так и эта улочка сама знает, куда вас привести – туда, где весело и вкусно.

Всё. Улица закончилась.

Пообедать на площади Ференца Листа и – налево, к Опере? направо, в Еврейский квартал? Или тут и остаться, на скамеечке перед фасадом Музыкальной академии?

Tags: Город_изнутри
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Улица в Йожефвароше

    Улочка-то – всего ничего. Метров четыреста в длину, не больше. На нее можно наткнуться случайно, попытавшись вброд перейти городскую реку с…

  • Прогулка

    Случилось три свободных часа между утренней экскурсией с Мирой, ее мамой Аней и бабушкой Светланой и вечерней, с филологами Международной…

  • Четыре улицы, шесть перекрестков

    Отправилась вечером к подруге Лене. Так-то минут пятнадцать идти, но мне ужасно нравится этот августовский вечерний свет в городе, за лето…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

Featured Posts from This Journal

  • Улица в Йожефвароше

    Улочка-то – всего ничего. Метров четыреста в длину, не больше. На нее можно наткнуться случайно, попытавшись вброд перейти городскую реку с…

  • Прогулка

    Случилось три свободных часа между утренней экскурсией с Мирой, ее мамой Аней и бабушкой Светланой и вечерней, с филологами Международной…

  • Четыре улицы, шесть перекрестков

    Отправилась вечером к подруге Лене. Так-то минут пятнадцать идти, но мне ужасно нравится этот августовский вечерний свет в городе, за лето…