anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Nyár utca: дома двух поколений и автопортрет



В Будапеште с датировкой архитектуры просто. Если очень грубо: вторая половина XIX века. Например, главный храм, базилика святого Иштвана, аккурат вся вторую половину века и строился. Если поточнее – 1880-е и 1890-е годы в основном, плюс полтора десятилетия до Первой мировой.

Этот дом, понятно, из 1880-90-х. По духу – уж точно. Жизнерадостная эклектика, дом-тортик, лишняя завитушка фасад не испортит. Нет, 1890-е, пожалуй. Все-таки чувствуется в этих каменных рюшечках этакая несолидная игривость, какое-то кокетливое заигрывание с декадансом и ар-нуво, подмигивание, и ножкой так – ап!.. Вон наличники нижнего этажа: тут вам и фронтон заостренно-изогнутый, и розанчики рококо и закругленные углы оконных проемов – привет архитекторам будущего. Но надета вся эта бижутерия  на добропорядочную, солидную конструкцию буржуазного доходного дома с двориком (надо будет поникнуть!), проверенную повсеместно от Барселоны до Петербурга.




А напротив – модерн, встречайте. Дом с именем: Bánd-ház. Постройка 1910 года. Архитектор Freund Dezső. Поколение сменилось. И не столько архитекторов, сколько заказчиков. Люди, заказывавшие дом Банд, в рюшечках, в завитушечках, «какие только может представить воображение человеческое», и чтоб «глазки и лапки, глазки и лапки» – жить не хотят: «Это пестро». А хотят они такого, понимаете, современного, такого, знаете ли, энергичного, и трагичного в чем-то и вечного как античный мир, и несколько даже воинственного, в духе Ницше, хотя он, конечно, в радости жизни ничего не понимал, поэтому и завитушки, пожалуйста, тоже, как без них. Только пусть будут изящные. Но строгие. Тонкие. В балконной ограде, не более. А вот на колоннах этих завитушек – как, волюты на капители? – нет, их не надо. Но колонны – обязательно. И то, что вместо плоской стены выпуклые эркеры и заглубленные лоджии – это хорошо, это про сложность духа наступившего века. И что вместо ровного карниза поверху – этот как бы фронтон, но без карниза вообще – это тоже хорошо, это устремленность, это динамика, это бесстрашие и где-то даже «бездны на краю»… То, что надо!




А это я мимо прохожу. После экскурсии, где показывала Будапешт архитектору О. и строителю С., иду по улице Ньяр, Nyár, что значит – «лето».
Tags: Австро-Венгрия, Город_изнутри, Еврейский_квартал, Экскурсии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments