anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Цвет Норвегии

Колонка на сайте журнала GEO



На фото – самый север Норвегии, район Нордкапа, берег моря.
Серые камни, белый прошлогодний снег, серая земля. И – ярко-оранжевые, как марокканские апельсины, тяжелые, как баскетбольные мячи, неожиданные, как елочные игрушки у кромки прибоя – пластиковые поплавки.




Сюда можно добраться морем, мы же выбрали путь по земле. От Мурманска – на северо-запад, мимо тянущейся по обочинам свалки, мимо города с безнадежным именем «Заполярный» и с блочными слепыми пятиэтажками, серыми, как тоска. Мимо шагающих вдоль дороги солдат и неподвижных танков.
Мимо рыжей тундры и колючей проволоки.
За пограничным Киркинессом, где вывески предусмотрительно дублируются на русский, началась Норвегия, ее северная часть, круто заворачивающая к востоку – Норвежская Лапландия, Финнмарк.

Первая же ночь обрушилась с синего неба на белую землю таким потоком солнечного сияния, что дух захватило. Пасмурность растаяла, небо стало голубым, камень черным и блестящим. По сторонам дороги показались деревянные домики на одну семью, выкрашенные красной краской.

Это заявил о себе первый и главный норвежский цвет, красный.
Не настолько алый, как красный цвет лондонских автобусов и телефонных будок, не такой краснокирпичный, как цвет старых фабричных районов Москвы или Иванова, не отдающий оранжевым, как цвет черепичных крыш блаженного Средиземноморья.

Норвежский красный – холодный, нордический, басовый. Как раз той цветовой температуры, что прилична местности, где до осени в оврагах лежит снег. Случится лето потеплее, может, растает. Нет – нет.

Цвет самой природы здесь звучит глухо, вполголоса. Небо серо-голубое, перемешанная с мохом трава – серо-зеленая, море по большей части просто серое.
Это если лето, и нет снега.

Во все прочие времена года пейзаж из живописного превращается в графический: белый снег, черный камень.
В этих местах Создатель, похоже, действовал как мастер ксилографии, как Дюрер или Кете Кольвиц, собирая картину мира из черного и белого, из абстрактной линии.
Как писал про искусство гравюры Павел Флоренский: «из элементов, не имеющих с элементами предмета ничего общего,
из комбинаций рассудочных “да” и “нет”…»

Это все было естественно, понятно и ожидаемо. Неожиданным оказался цвет, принесенный сюда цивилизацией.
Мир, задуманный как черно-белый, серый, максимум – выполненный в одной блеклой гамме от бледно-голубого через свинцово-синее к болотно-коричневому – внезапно оказался насыщен ярким, сочным, чистым цветом.

Рыболовные суда в море – не серо-деревянные и не серо-металлические, а, как детские игрушечные кораблики, бело-красные.
Сети, развешанные сушиться на берегу – того зеленого цвета, который можно извлечь только из фломастера.
Канаты – голубые, как коктейль «Голубая лагуна», и синие, как автомобильные мигалки.

И вот эти поплавки – дерзко-оранжевые. На серых камнях. Как сорвавшиеся с нитки великанские бусины.
Просто художественный жест в чистом виде. Инсталляция. Контемпорари арт.
Хоть бери и выставляй прямо так на Венецианской биеннале.

Как оказалось, все это – совсем недавняя колористическая революция. В прошлом веке ландшафт норвежского побережья не сильно отличался от того, что наблюдали викинги: суровое серое море и холодная серая каменная земля под сумрачным и столь же серым небом.

Те же поплавки еще недавно изготавливались из тусклого желто-зеленого бутылочного стекла.
Их оплетали пеньковой веревкой, так, чтобы получилась сетка, больше всего напоминающая советскую авоську.
Полые внутри, размером с большое яблоко, они держали сети на поверхности воды.
Но на степень живописности пейзажа не влияли никак.

Сегодня их продают в сувенирных лавках, а на море используют вот эти пластмассовые, размером уже с хорошую дыню, а не с яблоко. А цветом… у деревенских куриных яиц бывает такой интенсивный желто-оранжевый цвет.
В шторм поплавки отрываются, волны выбрасывают их на берег, и они лежат среди черных и серых камней – вкрапления новой цивилизации в древнюю природу.

Это один из уроков Норвегии: нетронутая природа и оснащенная всеми технологиями цивилизация встречаются здесь напрямую, без той средней – и уже ставшей привычной нам – зоны, где люди природу уже испакостили, а цивилизацию так и не построили.
Как правило, не видно обычных следов неразумной человеческой деятельности: отходов, остатков, развалин, свалок, руин.
Дорога, выглядящая как сложная инженерная конструкция, идет между гор и долин, которые выглядят так, будто ни одного человека здесь никогда не было вовсе.

Научно-технический прогресс изменил не столько рисунок здешнего пейзажа, сколько его расцветку.
Искусственные вещества и химические красители добавили в ландшафт Норвегии цвета, которых сама природа порождать не умела.

Теперь рыбацкие домики на побережье – какого угодно цвета. Того самого норвежского красного, густо-желтого, фисташкового, бордового. Но – непременно с белыми рамами окон.
Люди – в синих, зеленых, красных шапках, сапогах и куртках. Рыбаки в море – в ярко-оранжевых непотопляемых-непродуваемых костюмах:
упавшего (не дай бог) в воду человека в таком скафандре видно издалека и шансы на спасение увеличиваются пропорционально силе цвета.

Низкое северное солнце не дает этому многоцветью рассыпаться азиатским базаром: как бы ни был интенсивен этот пластмассовый розовый или химический лиловый, в общей картине он – лишь крохотная точка между морем и небом.
Колористическая гармония восстанавливается, в очередной раз показывая, что умная цивилизация в состоянии не вредить красоте мира и не мешать природе.
Даже в вопросах цветовой гаммы

Фото: Максим Гурбатов






Tags: Публикации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments