?

Log in

No account? Create an account
герань на окне

anna_bpguide


По Будапешту маленькой компанией


Previous Entry Share Next Entry
Инженерам: строительство моста в нач. ХХ века
герань на окне
anna_bpguide


Речь идет о мосте Елизаветы в Будапеште. Он был открыт в 1903 году, и связал магистраль, идущую от Восточного вокзала в Пеште с Будайской стороной, то есть с дорогой на Вену. В художественном и символическом отношении – а эти вещи тогда кое-что значили! – он стал парой для моста Франца Иосифа, расположенного в полукилометре ниже по течению Дуная.

Как известно, императорская пара распалась: мост Франца Иосифа ныне переименован с мост Свободы; он сохранил облик, но утратил имя. А мост Елизаветы сохранил имя, но утратил прежний облик; после войны восстановили его уже в новом виде.

Особых подписей не будет, не специалист. Но если господа инженеры отметят в комментариях что-либо достойное внимания, буду признательна.


1.
1899. Завод. Звенья цепей (длина б. 11 м).



2.
1899. Изготовлено 4094 штук звеньев.



3.
1899. Сентябрь.



4.
На Будайской стороне.



5.
Внутреннее крепление. Чертеж.



6.
Пештская часть моста.



7.
Вид из Пешта на Буду через Дунай.



8.
Начало строительства.



9.
Пештская часть.



10.
Будайская часть (в венгерском для части моста, стоящей на берегу, есть термин hídfő – дословно голова моста; как правильно по-русски?)



11.
1901. Июнь.



12.
1901. Июль.



13.
1901. Август.



14.
1901. Октябрь.



15.
1902. Февраль.



16.
1902. Март.



17.
Открытие состоялось 16 октября 1903 года.


Инф.: Képek az Erzsébet híd építéséről, 1899-1902
http://timelord.blog.hu/2015/07/24/kepek_az_erzsebet_hid_epiteserol#more7182909



  • 1
В висячих (цепных, вантовых) мостах изображенная на фото 10 часть называется пилоном. Но это технический термин, не архитектурный, означает столбы-опоры, к которым подвешивают всю конструкцию. Они не обязаны быть в точности на берегу: например, у Цепного моста (Сечени) пилоны стоят в воде, примерно на четверть ширины Дуная от берегов.

А фотографии замечательные. Всегда очень интересно и несколько грустно увидеть, что основные идеи (в технике) существуют уже давно: прорыв 20 века - все больше прорыв технологий, а не идей...

Edited at 2015-09-03 10:34 am (UTC)

Пилон - да, и как архитектурный термин - тоже.
Пило́н (от греч. πυλών — ворота, вход): Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды (в плане — вытянутый прямоугольник).

Но когда здесь в транспорте объявляют остановку, используя слово hídfő, похоже, имеют в виду именно встречу моста и берега, даже есть пилонов как таковых нет (на мосте Маргариты, например).

Похоже, венгры изобрели слово специально к случаю. Или не венгры, а будапештцы? Первый будапештский мост - Сечени - цепной. Построен он так, что его пилоны , так и хочется назвать головами. Вот и сконструировали слово к случаю. А дальше произошло расширение понятия на мост вообще, и не цепной вовсе. Кстати, а применяется ли этот термин к мостам за пределами Будапешта? Например, пограничный мост в Эстергоме: он, судя по фото, не подвесной, а обыкновенный, фермовый на опорах.

А калька с hidfö в английском, bridgehead, означает совсем другое: только и исключительно оборонительное сооружение вокруг входа на мост, причем не постоянная фортификация, а возводимая во время боевых действий.

Edited at 2015-09-03 11:31 am (UTC)

Поражаюсь работе инженеров прошлого. Какие люди, гиганты! Им же тьма вещей для нас обычных была недоступна, а ведь строили красотищу и на века. Меня на инженера выучили, но представить хоть одного выпускника моего вуза способным сконструировать такой мост... Нет, не получается

У меня папа был из таких инженеров. Жаль только, ситуация другая. Советская.

Чудеса инженерной мысли!

На 11 фото здорово фарватер заузили. А на первом рельсобалочный стан.

  • 1