Вот такой красавец получился. Или «получилась», «красавица»? Елизавета все-таки, Эржебет, королева. Но все равно в венгерском языке нет рода, и сказать про мост Франца Иосифа «он», а про этот, рядом – «она», не удастся.
Мост – прорыв. Идея качающихся пилонов, шарнирно закреплённых на опорах, впоследствии ставшая обычной практикой в случае подвесных мостов, впервые была использована на этом мосту.
Есть множество фотографий, запечатлевших мост Елизаветы во всей красе. Зимой, например.
С Королевским дворцом и кораблями.
Здесь хорошо видно, что в отличие от Цепного моста Эржебет не имеет опор в русле реки – мост перекинут прямо с берега на берег, одним пролетом.
«Золотой век» Будапешта. Опраздновали Тысячелетие Венгрии, отпраздновали начало нового ХХ века. Мост Елизаветы – в обрамлении симметричных дворцов Клотильты на площади Францисканцев. Все беды еще впереди.
Тут должная звучать мелодия из оперетты:
Milyen szép vagy, milyen szép vagy
Budapest, Te meseszép vagy éjjel!
Как ты прекрасен, как ты прекрасен,
Будапешт, Ты сказочно прекрасен ночью.
Можно даже не гадать, о чем думают эти дамы. Это 1943 год. Название города Voronyezs у них на уме, где уже полегла Вторая венгерская армия, в союзе с Гитлером воевавшая против Советского Союза. А впереди еще 1944-й: Салаши, гетто в Еврейском квартале, английские бомбежки и сто два дня Будапештской операции.
1945.
Пештская часть разрушенного моста Елизаветы.
Вид со стороны Буды.
Так закончилась история первого моста Елизаветы (1903–1945).
Budapest, 1957. április 9.