Ну что, господа. Журнал GEO закрывается.
Журнал GEO, да и вообще журнал – это то, чего себе великая страна позволить не может: дорого. Страна найдет, на что деньги потратить – предлагайте варианты.
Журнал GEO – это то, без чего вполне можно, как видим, обойтись: о политике он не пишет, Америку вообще и Обаму лично ни разу не обругал, а Путина так ни разу, по-моему, толком и не помянул. Ну и зачем он нужен? Кому? Какое с него, в самом деле, военно-патриотическое воспитание?
Журнал GEO был про Землю в целом, журнал мало обращал внимания на государственные границы и не делил мир надвое, на «мы» и «они». Ну и чего ж вы хотите?
Не то чтобы я этого ждала. Но некоторое тихое удивление последние годы присутствовало: вот, мол, есть в России такой хороший журнал – порядочный, умный, обращенный к людям разным, вообще не делящий героев и читателей на «космополитов» и «патриотов», «либералов» и «ватников», «элиту» и «быдло», обращающийся к людям – как к обитателям Земли, которым про эту землю – всю! – читать и знать интересно. Вот, думала, есть такой журнал, GEO … и хорошо, что есть.
Теперь – нету.
Российская версия международного научно-популярного журнала GEO издавалась с 1998 года. 1990-е, кстати, были временем не только бандитов, но и таких интеллектуальных, просветительских, культурных затей: казалось, что бандиты – временно, неизбежная плата за переход из советской эпохи в нормальную жизнь – без бандитов, но с частной собственностью, свободой слова и открытыми границами. Ага.
«Журналы GEO, «Gala Биография» и GEOlenok будут закрыты в России. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на источники в издательстве «АС Рус Медиа», побывавшие на встрече с владельцем издательства Александром Федотовым. Александр Федотов стал владельцем российских активов издательской группы Axel Springer Russia 17 сентября 2015 года. В их число входили журналы Forbes и GEO. Причиной продажи стал закон о запрете иностранцам владеть более чем 20 процентами российских СМИ». https://meduza.io/news
У меня сотрудничество с журналом началось в 2009 году. Кажется, я что-то предложила журналу, а редактор, Владимир Есипов, в ответ предложил написать про Иосифа Бродского и Венецию. «Поэт и Светлейшая», точнее, в окончательной редакции – «Светлейшая и Поэт». Речь шла о той Венеции, что стала явлением не географическим, а литературным (текст Бродского как путеводитель по реальному городу использовать нельзя, а пробираться с его помощью к сути города – можно), о литературном открытии Венеции предшественником Бродского, Павлом Муратовым, о благоговении и благодарности.
В итоге с 2009 по 2015 году в журнале GEO и GEO treveller у меня прошло 25 публикаций, и 50 – на сайте журнала. Всего, стало быть, 75. Красивое число…
И там же, в GEO, была опубликована первая мой статья про Будапешт – сразу большая, сразу с заявленным сравнением парами: Будапешт/Вена и Петербург/Москва: «Будапешт и Петербург. Столичный вопрос». Потом из этой статьи много чего выросло…
Я не была в штате и ни разу не присутствовала на заседаниях редакции. Да в этом и не было нужды. Все вопросы быстро решались в переписке, с Владимиром Есиповым мы пообщались два-три раза (первый – в редакции, тогда еще в центре Москве, второй – в «Шоколаднице» на Тверском бульваре; в мае приезжала – ходила к ним в здание у Ботанического сада). В этих встречах принципиальные совпадения взглядов были зафиксированы, а дальше было достаточно формулировки темы очередной статьи.
…О городе, месте человеческого обитания. Об ожиданиях конца света в 2012 году. Редактор тогда статью принял и сразу же затребовал план работы на 2013 год. О русских литераторах, ездивших в Европу – и о том, как это повлияло на их мировоззрение и судьбу. Контекст понятен :-) Конечно, понятен. Русские классики европейскую культуру ездили изучать и осваивать, смотреть, что хорошо и что плохо; чтобы хорошее – принимать, сложному – учиться, ошибки – не повторять. Получилась статья «На Запад и обратно», 2015 год. И продолжение: та же тема на примере одной точки на карте Европы в статье «Почему Париж?» и пять очерков о путешествиях русских литераторах в страны Европы.
Траура по трагически погибшему журналу никто, как я понимаю, объявлять не собирается. Памятников тоже ставить не принято: бабы еще нарож… простите, энтузиасты еще наоткрывают.
Про весь журнал – не расскажу. Я и с коллегами-то, кроме Владимира, знакомилась очно в каждый приезд заново. Так что это пусть будет мой собственный личный памятник моему с журналом GEO сотрудничеству.
«Гость незваный», «Дети русского леса», «Путь валенка». Три эти статьи оказались этакими опытами анализа отечественной культуры не через ее вершины, а через вещи низовые, простые, обыденные: картошку, валенки, грибы. Это у меня давняя мысль: шедевры говорят об их создателях, и судить по «Евгению Онегину» можно лишь об Александре Сергеевиче Пушкине, а по Eine kleine Nachtmusik – только о Вольфганге Амадее Моцарте; об обществе же нужно судить по его отношениям с обыденным миром, с бытом, с тем, о чем классики, может, и не говорят, но внутри чего – вместе с нами, простыми смертными – живут.
«Люди и надписи». Если статья устарела, можно только порадоваться. Я писала о том, что города России, и Москва, прежде всего, пали жертвой визуального хамства, что города не видны за надписями, вывесками и объявлениями, и что эти городские тексты – куда более объективное свидетельство положения дел в социуме, чем соцопросы и ТВ-репортажи.
«Каждое имя должно быть увековечено». На одну страничку материал про архангельского историка Михаила Супруна, работавшего над «Книгой Памяти», писавшем о судьбах репрессированных российских немцев и советских граждан немецкой национальности, вывезенные во время войны в Германию, для рубрики «Гражданин мира». Для той же рубрики «Гражданин мира» чуть позднее будет еще один материал «Мертвый воин – не враг» – интервью с Андреем Оголюком, который ведет поиск захоронений советских воинов на территории Венгрии.
«Город победившего разума» – о Лондоне; суть в заголовке, в статье – обоснование.
«Детские страхи накануне взрослости» – это как раз про «Караул, конец света!», и о том, что сама идея конца света нужна человечеству только лишь для того, чтобы время от времени устраивать себе экзамен на соответствие знанию человека.
«Год накануне». В 2013-м все готовились к 2014-му, а вспоминали 1914-й. Мне возражали потом, что Европа предчувствовала, что войну готовили, что оно бы в любом случае и вообще Гаврила Принцип всё равно купил пистолет… Но я-то к тому времени жила уже в Будапеште, и видела, как из каждого дворика веяло тогдашним оптимизмом и уверенность: хорошая пошла жизнь, правильная, и дети будут счастливы в этом мире – с оперой и опереттой, с медициной и юриспруденцией, с ежедневными газетами, электричеством и первой на континенте линией подземного электрического трамвая…
«Эх, дороги...». «Дорога – это где Соловьи-разбойники, ветер, метель, резкий поворот и косогор, где из кустов стреляют по колесам, где ночные волки и «Ночные волки». Короче (позволит ли редактор процитировать?), пересеченная распиздяйством местность». В печать пошло «разгильдяйством»; простите, Борис Борисович.
«H2O». Тема – вода. Текст – воспроизведение воды словами с выражением ей, воде, искренней благодарности.
«На вечной дороге». Про Смоленск. «Тарас Незабвенный». Про Шевченко. «Потрясатель сцены». Про Шекспира.
«Крылатый, воздушный, пассажирский». «Отель в океане». «Поезд мчится». В журнале GEO treveller получилась серия из трех статей про то, как транспорт (путешествия) преобразуют наши привычки, представления о прекрасном и ритм жизни – культуру и цивилизацию, иначе говоря.
Рецензии:
«Андрей Шарый, Ярослав Шимов. Корни и корона: Очерки ОБ Австро-Венгрии».
«Константин Богданов. Из истории клякс: Филологические наблюдения»
«Виктор Сонькин. Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу»
«Петр Вайль. Свобода — точка отсчета»
А далее – Будапешт… В бумажный журнал столько не помещалось (Давайте, вы по одному материалу в месяц, ладно?), и о Будапеште тесты шли на сайт.
...О будапештских двориках, которые – «вещественные знаки невещественных отношений», о местоимениях на эстакаде, о днях избавления от хлама, о невероятной росписи – Современной – церкви в Рацкеве, о Елизавете-императрице и Елизавете-святой, о роли туристов в процветании города, о сапогах императора Франца Иосифа, о трамвайным антиквариате, о городе-саде для крестьян, переселяющихся в город, о галерее цыганского искусства окнами на базилику святого Иштвана, о старых красных почтовых ящиках, которые горожане не позволили заменить на новые, о табличках «Здесь жил…» на тротуарах Будапешта, о проигравшем романтике Кошуте и победившем зануде Деаке, о венгерском вине, об Эйфелевом вокзале, об императорской даче в Гёдёллё, о Земле Франца Иосифа, что в Архангельской области, о дервише-полиглоте Вамбери, о ночной жизни улицы Акации и ромкочмах Еврейского квартала, о наводнении 2013 года, о нарисованной на стене Жужанне из овощной лавки на улице Доб, о партизанском вязании крючком в трамвае, о городке, куда ведет улица Ваци, о дне, когда все наоборот, о лавочках старины, куда уходит прошлое, о надписях про крутую терезварошскую собаку, о четвертой линии метро Будапешта, о водосточных трубах, не льющих воду прохожим под ноги, о Миклоше Ибле, архитекторе, о блондинках на велосипедах, о настенной росписи про то, как венгры разбили в футбол англичан, о большой будапештской битве подушками, о том, как три венгра придумали Дракулу, об авторе «гимна самоубийц», о споре горожан и правительство по поводу памятника и истории страны, о торте Отечества…
Это здесь, у меня в журнале: GEO. Журнал и сайт. Опубликованное
Сайт GEO пока живой, там тоже все есть – и мое, и других авторов, с которыми я так и не успела познакомиться лично.
Пока есть: http://www.geo.ru
Сейчас редакция готовит последний номер.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →