Кино посмотрели. Венгерское, на венгерском языке, про венгерскую историю, в кинотеатре.
Называется «Anyám és más futóbolondok a családból», и тут у меня есть некоторые сложности: Anyám/ моя мама és/ и más/ другие futóbolondok/… a családból/ из семьи. Futóbolondok – это причастие: futó – бегущий, bolondok – дураки. Скажем, «Моя мама и другие сбегающие из семьи». Но должен быть негативный оттенок: дезертирующие? линяющие? слинявшие? улизнувшие? улепетывающие?
Это история одной семьи, даже одной женщины, Берты… Но охватывает она весь ХХ век, который для Венгрии тоже был – не подарок.
По фильму можно учить историю страны.
Все главные вещи присутствуют, начиная с той, что определила всё последующее – с Трианона.
Героиня – девочка слева.
Кстати, фильм отдельно хорош тем, что эти моменты большой истории даны кусками черно-белой хроники, куда иногда вставляются в качестве действующих лиц персонажи фильма. Первая такая вставка – военные действия Первой мировой, а вторая – сцена подписания Трианонского договора, причем происходит это подписание, судя по хронике, как-то совершенно между делом, в суете – будто счет в прачечной выписывают. Авторам даже пришлось фрагмент экрана красной рамкой выделить – там, мол, какие-то спиной к зрителю стоящие господа что-то такое черкнули на листке, и ап! – двух третей страны как не бывало. Не попадалась мне такая хроника раньше… Любопытно было бы рассмотреть.
А дальше всё пошло как в учебнике написано.
Относительно спокойные, но тоже только относительно сытые тридцатые.
Хорти. Салаши. Немцы. Прячущиеся по чужим квартирам евреи.
Разбитый Будапешт 1944-45-го. Послевоенные коммунисты («Теперь в этом доме вы не живете. Вещи забирайте и проваливайте. – А занавески, занавески мои отдайте…»). 1956-й. Наше время.
В нашем времени Берта – совсем старая женщина, путающая имена, спрашивающая дочь «А я кто?» и вспоминающая прошедшую жизнь. Детство. Любимого мужа Лайоша.
Бесконечные переезды по стране, в которые Берте приходится пускаться при очередных фортелях истории ХХ века. Дебрецен, Будапешт, Татабанья… и еще пара-тройка географических названий, которые я успела забыть.
Жизнь в фильме – поток свадеб, рождений и смертей, в нормальный порядок которых вклиниваются войны и революции. Очень женский фильм: поддержать этот порядок – дело женское, а мужчины со своими военно-политическими игрушками его вечно ломают.
Только успевай чинить и восстанавливать…
Для знакомства с Венгрией – очень толковый фильм.
История ХХ века из центра Европы выглядит не совсем так, как при взгляде из Москвы. А видеть положение вещей с разных сторон – дело полезное. Яблоки на рынке покупаем – и то со всех сторон смотрим. А тут – история.
PS. Фильм закончился, но публика в зале осталась сидеть. Фильм-то, конечно, хороший, но не так, чтоб полный катарсис и от потрясения душевного ноги отнялись… Пошли титры. Народ сидит. Проплыли по экрану имена актеров, сыгравших главные роли… потом – неглавные… потом – эпизодические… Народ сидит. Когда титры добрались до фамилий бухгалтера и водителей, встала одна пара с первого ряда, потом вторая. Пошли логотипы спонсоров. И только тогда публика начала вставать и потихоньку двигаться к выходу.
PPS. А венгерский язык учить надо усерднее, эх!..
Négygenerációs történet, amely az 1900-as évek legelejétől a 2000-es évek elejéig követi végig a szereplők sorsát. A főhősnő, Anya kilencven négy évet él és huszonhétszer költözik életében. A viharos természetű és példás veszélyérzettel megáldott nő végigvonszolja a férjét meg a lányát a fél országon, valahányszor veszélyt szimatol. Márpedig veszély mindig van: a 20. század viszontagságos eseményei elől rendre tovább kell állniuk. Át kell vészelni két világháborút, 1956-ot és még sok minden mást. De mindez nem rontja a kedvüket, mindegy, hová veti őket a sors, a Partiumtól Budapesten át az Isten háta mögé. Hurcolkodnak át az életen, egymásnak vetett háttal, önfeledten.
#будапешт, #экскурсии, #гидвбудапеште, #гидпобудапешту,
#поБудапештумаленькойкомпанией