anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Зигмунд Бауман: Город как общежитие незнакомцев



«Город и социальные изменения — почти синонимы. Изменения — это изменения качества городской жизни и формы городского существования. Изменения и город действительно могут определяться друг через друга. Но почему это так? Почему это должно быть так?

Города принято называть местом, где встречаются незнакомцы, где
они остаются вблизи друг друга и где они взаимодействуют друг с другом на протяжении долгого времени, не переставая при этом оставаться незнакомцами.



Чужаки — вещь не новая, но незнакомцы, которые остаются незнакомцами в течение долгого времени и даже всегда, появились в эпоху Нового времени. В типичных до современных городах или деревнях чужакам не позволялось оставаться чужими на протяжении долгого времени. Одних изгоняли и не впускали обратно через городские ворота. С теми, кто желал и кому разрешали прийти и остаться на более длительное время, обычно «знакомились» лично — подробно расспрашивали и быстро «одомашнивали», — так что они могли влитьсяв сеть отношений, уже созданную жителями города. Это имело свои последствия, поразительно отличавшиеся от процессов, знакомых нам из опыта современных, переполненных и плотно населенных городов.




Как отмечал наиболее проницательный критик городской жизни Льюис Мамфорд, на конкретной базарной площади, вокруг которой строился средневековый город, «конкретные товары переходили из рук в руки видимых продавцов и покупателей, которые придерживались одних и тех же моральных норм и встречались более или менее на одном уровне: здесь безопасность, справедливость и стабильность были важнее прибыли, а личные отношения, устроенные таким образом, могли длиться всю жизнь или даже оставаться неизменными на протяжении нескольких поколений». Обмен на «конкретной базарной площади» был мощным средством укрепления и поддержания человеческих уз. Можно сказать, что это было одновременно лекарством от незнакомства и профилактикой против отчуждения.




Но из того, что известно нам о своеобразии городской жизни, именно обилие незнакомцев, постоянных незнакомцев, «вечных незнакомцев» делает города благоприятной средой для изобретений и нововведений, рефлексивности и самокритики, неудовлетворенности, несогласия и стремления к лучшему. Отсюда следует, что гомеостатическая рутина самовоспроизводства, которая, согласно мамфордовскому описанию, была встроена в досовременный город, служила действенным тормозом, препятствовавшим изменениям. Она снимала значительную неопределенность, присущую человеческим взаимодействиям, и потому также служила мощным стимулом для разрешения старых проблем, постановки новых, экспериментирования, импровизации и бросания вызова устройству, которое притязало на авторитет в силу своей древности или мнимой вечности. Это качество досовременных городов очень важно для объяснения инерции и застоя, неизбежно очевидных при сравнении их с опытом жизни в современных городах.




Увеличение численности и плотности — вот первый ответ, который приходит в голову, когда встает вопрос о том, почему гомеостатический механизм монотонного самовоспроизводства и самоуравновешивания, в конечном итоге, перестал работать. Преодоление потенциальной угрозы нарушения рутины, неопределенности и выведения из равновесия при помощи «знакомства» с незнакомцами, персонализации безличного и доместикации чуждого невозможно, когда количество незнакомцев, с которыми необходимо познакомиться и которых нужно индивидуализировать, превосходит возможности человеческого восприятия и памяти».




Зигмунд Бауман. Город страхов, город надежд

http://www.intelros.ru/readroom/2910-logos-3-66-2008.html

Zygmunt Bauman, City of Fears, City of Hopes. London: Goldsmith’s College, 2003

Logos_3_2008

Фото из журнала http://samsebeskazal.livejournal.com {C}{C}{C}
{C}

Tags: Прочитано, Тексты_о_городах
Subscribe

  • Улица Доб

    Здание принадлежит Ортодоксальной синагоге, там кошерный магазин и арка, ведущая во внутренний дворик. Пустырь сбоку от дома был, кажется, вечно.…

  • Где-то в Будапеште

    Где-то в городе, во дворе дома, судя по всему, классического старого будапештского дома с галереями (я о них сегодня рассказываю), художники…

  • Tiroli fiú, Тирольский мальчик

    К оманда художников neopaint и Музей Микши Рота, знаменитого венгерского мастера мозаики и витража, Róth Miksa Emlékház…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments