anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

А если посмотреть с другой стороны....



Интересное кино… Тут вот ув. vasilisk посмотрел венгерский фильм "Бал сказок" 1983 (точнее, 1984) года (ссылка на Ютуб) и написал большой аналитический пост: о различие ролей положительный и отрицательных персонажей, о мере свободы авторов сказок по отношению к своим персонажам. А ув. gest тоже посмотрел этот фильм и написал еще больший пост.

Я фильма не смотрела, заинтересовалась, если уж на то пошло, поглядеть сразу на венгерском – на венгерском не нашла. В оригинале называется фильм Boszorkányszombat – «Ведьмина суббота»? «Шабаш ведьм»?

Кино-то вроде бы детское… Но gest обнаружил в нем мощный политический подтекст. Цитирую:

«Символика традиционная, в русле метаисторических концепций Даниила Андреева: Спящая Красавица – это соборная душа народа, Светлый Принц – народный дух-гений (Прекрасная Дева – душа нации или страны. Герой – стремление к реализации божественного замысла, главный направляющий принцип. Зло – демонический принцип). Естественно, речь о Венгрии и о венграх. Народный дух томится в цепях, народная душа спит, а взамен людям предлагают её двойника, юную ведьму. Которая служит главной ведьме, Злой Мачехе. Это про СССР и советское господство под флагом "Венгерской народной республики". Кто о чём, а страны соцлагеря – о борьбе с советской оккупацией. (Хотя метафизический контекст это не отменяет, а, скорее, дополняет.)

Когда я об этом задумался? В сцене с разоружением сказочных героев. На балу "злые" заявляют о вечном мире между светлыми и тёмными персонажами, и хорошие герои начинают сдавать оружие. И когда они все разоружены, Волк, по имеющемуся у него списку, начинает аккуратно изымать из толпы потенциальных лидеров сопротивления, которые отправляются за решётку. Всё это время играет музыка и продолжается праздник. Это и в самом деле выглядит, как метафора установления режима "народной демократии". Таким образом, события фильма, уложившиеся в сутки, охватывают как зарождение режима, так и его грядущий неизбежный крах.


Ещё один ключ – образ Старого Принца. Строго говоря, для сюжета фильма он не нужен, Тёмный Принц мог бы отыграть свою роль и в одиночку. Достаточно было сказать, что он потомок того самого, первого принца, и вырос на историях о Спящей Красавице. Но Старый Принц – это символ старого мира. Он человек, который помнит живую Красавицу, живую Венгрию. Он помнит мир до войны. "А мы думали, вас убили на войне... а мы о вас просто забыли", – говорят ему братья Гримм. Советская власть хотела бы, чтобы все эти герои погибли на войне. Но кто-то остался жив. Кто-то сохранил в себе память и ненависть. Кто-то всё ещё отказывается умирать, пока не увидит свою Венгрию возрождённой и свободной. Старый Принц – классический недобиток, и пока он жив, новым поколениям есть на кого равняться.

Сцена, в которой сказочные герои отдают свои главные качества, посвящена национальной интеллигенции. Национальная интеллигенция сидит за решёткой, в прямом и переносном смысле. Напоминаю слова Злой Мачехи (которая символизирует СССР): "Мы напишем для них новые сказки. Похожие на те, что были раньше. Я думаю, для начала мы изменим детали... Вы пока посидите у нас в темнице, а мы переделаем каждую вашу сказку по своему вкусу, и скоро все забудут, что эти истории когда-то были другими". Скоро все забудут, что их история когда-то была другой, что сама их культура когда-то была другой.

Чтобы выжить, национальной интеллигенции пришлось стать уродливой, трусливой, подлой. Другая интеллигенция советской системе не нужна, Мачеха готова терпеть только изуродованную Белоснежку. Но они пошли на эту жертву, чтобы сохранить самое важное. Перед нами национальный миф (сравните его с отечественным антинациональным мифом, как сказал бы Галковский, с "новиопским" – интеллигенция уродлива и гордится этим, а народ её презирает за её убожество и бесполезность). Национальная интеллигенция вложила утраченные качества в чёрного голубя, как в ковчег, а голубя внедрила в стаю воронья, чьё бесконечное роение символизирует информационный метаболизм советской империи. Чёрный голубь – тайный яд для системы, живая вода для народа. Это второе дно произведений искусства. Это переданное детям знание о том, как всё было на самом деле. Это напоминание о том, что эти качества – красота, бесстрашие, братская любовь другу к другу, весёлый нрав, вкус к жизни – обязательно воскреснут в потомках, если венгры не забудут о том, что они венгры.

И поэтому власть Мачехи рушится в результате восстания детей, которые символизируют будущие поколения, молодёжь, народ, как таковой. Дети берут замок штурмом и разрушают его механизмы. Трёхголовый дракон, охраняющий замок, поворачивает к Мачехе все свои три головы и говорит: "Я не буду воевать с детьми" ("я не буду стрелять в народ"). Режим складывается, как карточный домик, а ведьмы, черти и рептилоиды возвращаются к себе на Родину, в СССР. Как писал Лев Гумилёв, "Бог сотворил Землю, но дьявол – князь мира сего; на Земле дьявол сильнее Бога, но именно поэтому благородный рыцарь и монах-подвижник должны встать на защиту слабого и бороться с сильным врагом до последней капли крови. Ведь не в силе Бог, а в правде; и творение его – Земля – прекрасна; а Зло приходит извне, от врат Ада, и самое простое и достойное – загнать его обратно. Эта концепция была непротиворечива, проста для восприятия и соответствовала если не нравам того времени, то его идеалам. А поскольку идеал – это далёкий прогноз, воспринимаемый интуитивно, то он и оправдался". Всё могущество Мачехи, весь её ум, таланты, колдовская сила и стремление к "справедливости" обречены была разбиться об этот идеал. Так и случилось.

...На дворе стоял 1984 год».

Вот как…

Смотрел кто-нибудь?

Есть идеи?

А я пошла пока венгерский учить…

Tags: Прочитано
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments