anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Много выдающихся зданий построил для Будапешта архитектор Миклош Ибл



Действительно много. Это одно из них.




Мне все больше нравится стиль второй половины XIX века. Именно этот, условно называемый неоренессансом (но все названия стилей – условные; классификация их неубедительно; своего Линнея в искусствознании не получилось).
Нравится и по заложенной в него философии, и по получающемуся результату, и по социальной роли.





Философия здесь примерно такая: нынешнее положение вещей есть следствие долгого пути развития Европы (прежде всего Европы!). Всё лучшее в наши дни, все удобства нынешней, второй половины XIX века, жизни – от юриспруденции и театра до электрического освещения и принципов гигиены – результат сознательный усилий людей предыдущих времен.

Поэтому «прошлое», выраженное здесь выбором архитектурных элементов, всех этих восходящих к Флоренции кватроченто двойных арок и восходящих к ордеру Иктина и Калликрата каннелюрованных колонн, – это не антиквариат, не наследие, не архив, а естественное использование и продолжение идей предшественников. Так инженер использует винт и колесо, так математика начинается с Пифагора – и колесо, винт, треугольник вместе с аркой и каннелюрованной колонной остаются основой любой сколь угодно новой и современной (тогда, во второй половине XIX века) архитектуры.





Результат тщательного изучения истории европейской архитектуры виден наглядно. Серьезный результат.




Что же касается социальной роли этой – второй половины XIX века – архитектуры, то нет места лучше для ее понимания, чем Будапешт.




Здесь не столь важны дворцы и храмы, сколько – дома для людей, купальни для них же, Опера (Миклоша Ибла, естественно) для их же радости и линия метро 1896 года – для их же удобства и удовольствия. 




Это буржуазный город: город предпринимателей, торговцев, университетских преподавателей и их студентов, врачей, журналистов, печатников, инженеров и строителей.




«Квартал дворцов», где жили аристократы, здесь – куда меньше по размеру и куда менее интересен, чем «Еврейский квартал». Самые интересные архитектурные решения и самые крупные архитектурные силы здесь связаны с постройками общественного назначения. Они – для общества. Для нас.




И это здание – не графский дворец. Это Главная таможня, Fővámház, 1870-1874.

Tags: Австро-Венгрия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments