anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

По-немецки



Неожиданный двор: строгий, лаконичный, аскетичный даже. Весь из прямых углов и ровных плоскостей.




Прямо как и не Будапешт.



Будапештская архитектура – она ж вся женственная, на глаз – мягкая, с округлостями и выпуклостями, с кружевами и розочками. Ее и описывать-то хочется в тряпичных терминах – кружева перил, оборочки карнизов, брошки и бусы лепнины.
А тут – ровные прямые линии. По линейке.

И стены – ровные.




Мечта геометра.




Материализованный чертеж.




Положение усугубляется тем, что мы неделю провели в Германии. Когда Мюнхен – сплошь прямые углы и ровные линии среди квадратов и прямоугольников, возражений никаких. Он – Мюнхен.




Вспомнила, вспомнила! Ездили мы когда-то в Барселону и осматривали дома Гауди. Оно, конечно, чудо, и достойно восхищения, то эта бесконечная плавная текучесть, эти биологические формы, эта извилистость даже там, где ждешь именно что стену по линейке ровную, или в крайнем случае арку, но по циркулю… А оно всё такое животнообразное, растительновидное, во все стороны изогнутое.




Поднялись мы Casa Milà, посмотрела я вниз – не во двор, который тоже – в форме амебы, задумывающейся над способом деления – а наружу, внутрь городского квартала. А там у кого-то на крыше не столь, как Каса Мила высокого дома – бассейн. Квадратный. Квадратный! Четыре стороны – одинаковые, четыре линии – прямые, четыре угла – и все, что характерно, по 90 градусов. Глаз отдыхал.




Тут, конечно, самое время вспомнить Петра Вайля, у которого к флориальному компоту Гауди тоже отношение не однозначно восторженное: «Творения Гауди порождают в душе сложное чувство: смесь восторга и отвращения. Каса Мила с первого раза вызывает трепет, с третьего – дрожь».

И даже так: «Но вот что странно, что осознаешь лишь погодя: слишком большое природоподобие в больших количествах – смущает. И город Малевича – Нью-Йорк – кажется "нормальнее". Нельзя слишком одушевлять неодушевленное. Тут набожность Гауди переходит в мистический экстаз на грани ереси. Он не строил, а выращивал свои здания. А воспроизводить природу рукотворно, успешно соперничать с ней – нельзя. Не велено».





Квадрат в каменно-кирпичной архитектуре уж точно "нормальнее".




Квадрат прямоугольный в Барселоне – как чистая тарелка среди грязных. Дисциплинированные шеренги квадратов в Мюнхене – тарелки чистые до отвращения, потому что пустые и едой не пахнут. Обычные пештские дома в окрестностях Оперы – блюдечки с пирожными, и это уже даже не метафора, а сплошная реальность, поскольку тут же непременно будут и кофейни, а в них – те самые блюдечки с теми самыми тортами-пирожными-десертами; гармония то есть.




И вдруг – этот дом. Этот двор. И ведь тоже поблизости от Оперы. Но ни цветочной гирлянды, ни львиной морды, ни единой закорючки-финтифлюшки!

Поразительно.

Tags: Коллекция_двориков
Subscribe

  • К вчерашнему

    Про то, что Будапешт преподаёт историю страны, не замолкая ни на минуту. Вот, в ресторан зашли. Скатерти, как положено, в красную клетку. Кухня…

  • То, что не видно летом

    На короткие дни мая природа в Будапеште временно становится прекраснее архитектуры. Зелёный занавес закрывает южный фасад Базилики в июне. К…

  • Музыкальные стены

    Седьмой район, естественно. Висит на стене дома, на перекрёстке, такая вот штука. Называется ZEN ÉLŐ FALAK / MUSICAL WALLS. Надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments