anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Хитро!


Интереснейшая загадка была, оказывается у sergeytsvetkov в Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)

Автор пишет:
Итак, еще раз условия задачи.
Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе.

Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали.

Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по мнению людей античности?


Ответ и авторское разъяснение, естественно, прячу под кат.


http://sergeytsvetkov.livejournal.com/403940.html
-----------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо всем, кто вчера состязался в эрудиции, дедукции и остроумии. Народ наш пытлив и любознателен, и это вселяет оптимизм во всякого, кто с ним общается :).

Разберем наиболее популярные или аргументированные версии.

1. Красная лента. Что тут сказать? Иногда красная лента — это просто красная лента.

2. Рабу положено трудиться, и значит, тот, кто работает (обучает). Т.е. фигура справа или в центре. Снова нет. В школах преподавали, в основном, свободные граждане, хотя их социальный статус был крайне низок. Раб-учитель
— признак, скорее, домашнего воспитания.

3. Обратная версия
господину читать не пристало. Остроумно, но не более.

3. Антропологическое отличие (форма носа). Т.е. не грек, иноземец и, следовательно, раб. Сократ был курнос, Перикл имел прямой нос. Мимо.

4. Ошейник (на мужчине справа). Те, кто поправил, что это
— ключицы, были правы. Вот гимнаст (заведомо, не раб) того же вазописца, следовательно, один стиль изображения.



5. Борода (или её отсутствие). Такого отличительного признака не существовало. Вот воин без бороды



Платона с бородой каждый способен найти сам.

6. Покрой одежды. Отличия трудноразличимы, а раба видно с первого взгляда.

7. Посох раба-педагога. По формуле "помощь зала" этот ответ на первом месте. Раб указан правильно, однако по неправильному признаку. С одной стороны, Платон в «Законах» действительно говорит, что «палка служила для порядка и увещания детей педагогом». Однако вот свидетельство Аристофана ("Облака"), что учитель музыки тоже запросто прибегал к палке:


Если б баловать кто-нибудь вздумал, дурить, выводить переливы и свисты,
Как теперь это любят, Фринида лады, безобразные трели, коленца,

Запищал бы под палкою шут. Поделом. Не бесчести святого искусства.

Педотриб (учитель гимнастики) на рисунках также неизменно вооружен тростью.



Ну, и наконец не забудем, что Греция — страна гористая, и посох там всегда кстати и рабу, и свободному, молодому и старому, в самых разнообразных ситуациях.














Таким образом, Дурис позволяет зрителям сразу узнать раба по одному-единственому безоговорочному признаку отсутствию хорошего воспитания и светских манер, присущих свободному гражданину Афин: в "храме воспитания" он сидит, скрестив ноги.

Несколько примеров в доказательство сему.

Обратимся снова к Аристофану, который в "Облаках" дает картину «трудов и дней» типичной афинской мусической школы:

Расскажу вам о том, что когда-то у нас воспитаньем звалось молодежи,
В те года, когда и, справедливости страж, процветал, когда скромность царила,
Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.
Нет. Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села к кифаристу
В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья.
Приходили, садились, колен не скрестив, а почтенный наставник учил их
Стародедовским песням: «Паллада в бою воевода» или «Меди бряцанье»,
Запевая размеренно, строго и в лад, как отцы и как деды певали.


Сократ сетовал:
«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие... Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ногу на ногу и тиранизируют отца и мать»

"Дома педагог учит мальчика манерам — нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, нельзя сидеть, скрестив ноги, класть ногу на ногу, опираться подбородком на руки".
К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. Как жили древние греки
http://www.sno.pro1.ru/lib/kolobova_ozereckaya_kak_zhili_drevnie_greki/5.htm

Этот запрет на скрещивание ног из Византии перешел в Русскую Православную церковь, где, как известно, такая поза в храме крайне не одобряется. Хотя, вроде, все рабы Божии ;). Впрочем, у католиков все аналогично.

Поздравляю тех, кто написал правильный ответ, с прекрасной эрудицией!
Tags: Прочитано
Subscribe

  • Путеводитель по Будапешту, 1935 год

    Вышла по-русски тоненькая книжечка «Путеводитель по Будапешту для Марсианина», написанная Анталом Сербом в 1935 году. Спасибо группе…

  • Как Венгрия объявляла войну Соединённым Штатам

    Обнаружила, что известный анекдот о том, как Венгрия объявляла войну Соединённым Штатам, в учебнике истории для 8 класса изложен не совсем в той…

  • Литературное

    К нижка какая вынырнула из завалов! 1990 год. Тираж 450 000 экз. Цена 3 р. 90 к. И это мне понравилось: «И пока мадемуазель будет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments