
Начало
…Сейчас я подхожу к третьему тройственному делению, а именно – поскольку мы говорим о философии вина – к трем пражидкостям. Три пражидкости: холодное, теплое и среднее между ними. Холодное и теплое относится не к степени нагрева, а к характеру жидкости.
Есть три теплых жидкости: вода, масло, вино. Холодных жидкостей тоже три: чай (кофе), пиво, молоко. Между ними находится только одна жидкость, но она играет роль основы жизни: это – кровь.
*
В каждом вине живет маленький ангел; когда человек выпьет вино, ангел не умирает, а попадает в компанию к живущим в человеке бесчисленным маленьким феям и ангелам. Вновь прибывшего приветствуют песнями и дождем цветов гении, уже обитающие внутри. Гений-новичок в восторге, он готов вспыхнуть от радости. Это пламя восторга разливается в человеке и увлекает его за собой.
*
Вот один из главных итогов, которые я вынес из своих путешествий: есть винные страны и есть водочные страны. Соответственно, есть винные народы и есть водочные народы. Винные народы – народы духовные, народы с гением в душе; водочные народы хотя и не поголовно атеисты, но, во всяком случае, склонны к идолопоклонству.
*
У этих народов редко бывают так называемые всемирно-исторические амбиции: им не приходит в голову идея, что они спасут остальные народы – если потребуется, штыком и прикладом.
*
Винные страны и винные местности – все сплошь идиллические. Прогуляйся по виноградникам Арача и Чопака, поднимись на Бадачонь или на гору Святого Георгия – о Шомло я уж не говорю, – поброди меж садами в Кишкёрёше или в Ченгёде – и во всем этом ты, вне сомнения, убедишься сам. Между делянками виноградников, словно тихие речные русла, тянутся заросшие мягкой травой дорожки. Перед входом в погреб высится могучий грецкий орех, под которым прохладно даже в самое знойное лето. Сплошь такие места, что ты в любом из них рад был бы остановиться, сесть, удобно устроиться и сказать: никуда не уйду отсюда. И хорошо, если тебя – так, что ты этого не заметишь, – там и застанет мирная смерть.
*
Псалом говорит: Вкусите, и увидите, как благ Бог (Псалом 34). Конечно, лучше всего было бы взять драгоценный камень, превратить его – когда захочется – в женщину, потом, налюбовавшись ею, превратить ее в вино и выпить его; в конце концов женщина снова стала бы драгоценным камнем, и так далее, и так далее.
*
Вино – текучая любовь, самоцвет – кристаллизованная любовь, женщина – живая любовь. Если добавить сюда еще цветы и музыку, тогда я знаю, что любовь эта сияет красками, и поет, и благоухает, и живет, и я могу ее съесть, могу выпить.
Продолжение следует.