«Коллективная ненависть избавляет человека от чувства одиночества, покинутости, слабости, бессилия, приниженности, а это помогает бороться с комплексом недооценки и неуспеха... Что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть?
...На процессы, которые у западноевропейских народов заняли целые десятилетия и столетия, большинству центральноевропейских народов было отпущено всего лишь двадцать межвоенных лет. В их коллективном подсознании оправданно присутствует ощущение исторической несправедливости. Гипертрофированное чувство обиды, характерное для ненависти, может здесь поэтому вполне логично найти благоприятные условия возникновения и развития.
...Избавившись от униформы и сбросив маски, которые были нам навязаны, мы, собственно, впервые видим истинные лица друг друга. Происходит нечто вроде шока от «инакости». А тем самым создаются и благоприятные условия для возникновения коллективного отпора, который при определенных обстоятельствах может перерасти и в коллективную ненависть.
...После всего, что они пережили, эти народы испытывают потребность как можно быстрее сделать очевидным сам факт своего существования, добиться признания и оценки. Они просто-напросто хотят, чтобы все о них узнали, чтобы мир с ними считался, чтобы была признана их «инакость». И в то же время, еще не будучи полностью уверенными в себе и в том, что они уже достигли признания, они нервозно поглядывают друг на друга и терзаются сомнениями: не отнимают ли другие народы, обнаружившие вдруг такую непохожесть на них, частицу признания, которая должна была бы принадлежать им самим?
...Вслед за первоначальной радостью освобождения неизбежно наступает фаза разочарования и депрессии... Это состояние всеобщей подавленности может кое-кого спровоцировать на то, чтобы выместить досаду на жертвах, как бы замещающих главного и уже ликвидированного виновника, то есть тоталитарную систему. Бессильная ярость всегда ищет какой-нибудь громоотвод.
Я хотел бы повторить, что об опасности национальной ненависти в Центральной и Восточной Европе я говорю не как о нашем будущем, а как об опасности потенциальной. Эту опасность необходимо осознать, чтобы можно было действенно противостоять ей, —такова общая задача всех нас, живущих в странах бывшего советского блока».
Из выступления Вацлава Гавела на Международной конференции по правам человека и гражданским свободам (1990).
Спасибо petro_gulak
С момента написания этих слов прошло 26 лет.
Мне кажется, страны Центральной и Восточной Европы с опасностью национальной ненависти вполне успешно справились.