anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Токай. Синагога



Ездила я в Токай вместе с израильской группой, которую привезла в Венгрию моя коллега Зоя (в фейсбуке у нее полный отчет: Большое венгерское путешествие).





И если про Еврейский квартал Будапешта рассказывала я, то про еврейские дела Токая – Зоя. Я – слушала.





История евреев Венгрии длинная, и начинается она одновременно с историей самого венгерского государства. А некоторые, как Артур Кёстлер, считают, что даже раньше.




В Токае в XVII-XVIII столетиях сформировалась крепкая община. Венгры, похоже, помнили завет святого Иштвана касательно «чужеземцев с другой религией», и мировоззренческие различия основой для взаимной ненависти не считали.




В романе Кальмана Миксата «Зонт святого Петра» деревня, возжелавшая стать городом, специально приглашает еврея на жительство, поскольку это деревня может состоять из людей одинаковых, хоть родственников, а город – обязательно сообщество разных людей (или как во фразе, приписываемой Аристотелю, город – это единство несходных).

Город – это когда вместе могут жить совсем разные люди; рядом, вперемешку жить, обычаями, нравами и взглядами отличаться, но горло друг другу не перегрызать. Впрочем, взгляните, история душевная.




Занимались токайские евреи, естественно, торговлей и виноделием. Пишут, поставляли кошерное вино в Россию и Польшу.




При этом, само собой, возникали всяческие конфликты и выявлянись противоречия. Но как выявлялись, так и разрешались, в общем и целом, поскольку свойства они были сугубо делового, коммерческого. Богатства земные делили, о дарах небесных особо не спорили. Тут надо вспомнить Толеранцпатент императора Иосифа II, который уровнял в правах все религии Священной Римской империи – первый, 1781 года, где речь шла о различных конфессиях христианства, и второй, 1782-го, касающийся уже непосредственно иудеев. Патент давал свободы, которые на практике реализовать, видимо, было не просто; но – устанавливал их, провозглашал и утверждал. Что тоже не мало. Век Просвещения иногда показывает, что вполне достоин своего имени…





И в городке Мад, о котором речь шла вчера, тоже существовала довольно большая еврейская община. Жили иудеи с христианами там не то чтобы по-братски, но вполне по-соседски (а оно и лучше).




Старые фотографии Мада.

В Венгрии есть поговорка És ott vagyunk, ahol a mádi zsidó / Мы там, где мадский еврей. Это про ситуации, когда делали-делали, да ничего не сделали, откуда уши, туда и пришли, за что боролись, на то и напоролись.


Здесь есть байка о еврее, виноделе и виноторговце из Мада. Как-то раз по указу супруги он, вполне разделяя с венграми базовое качество – неторопливость,  отправился из Мада в ближайший городок. Ехал в телеге, запряженной ослом. И не упустил случая по дороге вздремнуть, а осел не упустил возможности повернуть обратно к дому. И сколько бы тот еврей осла своего, просыпаясь, не разворачивал в нужном направлении, всё равно каждый раз, открыв глаза, обнаруживал себя дома, на своем дворе, в Маде.



Вот – Mádi Zsidó Napok / Мадские еврейские дни / Дни мадских евреев. Фестиваль районный.





И была в Маде синагога. Это ее интерьер на фотографиях. Построена в 1795 году, то есть из сохранившихся она – старейшая.





Большая и красивая.




А потом началось то, что мир называет словом «холокост», а евреи – словом «катастрофа». Не осталось в Маде евреев.




Имена тут у всех строятся на венгерский манер. Вот Goldberger Simon, далее Goldberger Simon; частичка означает, что речь идет о жене того Шимона. Далее – их дети: Lázár, Hermann, Izidor, Edit, Mózes.




Так и перечислены – семьями. В живых осталось, пишут, сорок человек, но в 1950-е они из этих мест уехали.




Синагога с тех пор стояла пустая. Она чуть в стороне от главной улицы, на склоне холма; ее, должно быть, всегда отовсюду видно. Ломать не ломали, под картофелехранилище не переделывали. Под библиотеку было попробовали – не пошло дело.




А в 2002-2004 гг. синагогу восстановили. Отремонтировали, отреставрировали, вернули к жизни.




Дальше – просто немного фотографий. В сети они есть, набирайте Mádi zsinagóga. Да вот хотя бы и Википедия, с переводом на немецкий, польский и эсперанто.


MŰEMLÉK
BAROKK SZINAGÓGA.
1795-BEN ÉPÍTETTÉK
LENGYEL ÉS LITVÁN
ZSINIGÓGÁK MINTÁJÁRA.
TÓRAÉPÍTMÉNYE 1811-BEN KÉSZÜLT.
2004

Памятник культуры
Барочная синагога.
Построена в 1795
По образцу польских и литовских синагог.
Синагогальный ковчег изготовлен в 1811.
2004




*


*


*



Здесь еще многое рассказано: http://dona-anna.livejournal.com/933689.html




Ниже - моя попытка перевода той истории про мадского еврея.



…Történt ugyanis, hogy egy fővárosi (ti. Bp.) ismerősömmel utaztam együtt a vonaton. Útitársam panaszkodott az út hossza és kényelmetlensége miatt, amelyben megjegyzem teljesen igazat adtam neki. A beszélgetés folyama ezután új mederbe csordogált és mire észbe kaptunk, már a szelektív hulladékgyűjtésről és a Földgolyót érintő felmelegedésről disputáltunk. Ez egészen addig ment, míg az ismerősöm a következőket nem találta mondani;
- Semmi értelme; külön szemetesbe dobom a különféle hulladékot, de aztán az egészet összeöntik és megy minden egy helyre.
Erre én, az általa elmondottakkal teljes egyetértésben így szóltam:
- Úgy van!
És ott vagyunk, ahol a mádi zsidó.
Случилось как-то, что я ехал поездом вместе со столичным (то есть будапештским знакомым. Попутчик мой жаловался, что дорога длинная и неудобная, в чем я с ним полностью соглашался. Течение беседы нашло новое русло, и вскоре мы обсуждали темы раздельного сбора отходов и глобального потепления. Дошло до того, что мой знакомый заметил:
- Это не имеет значения; в разные мусорки кидаю разный мусор, но потом всё смешивают и всё идет в одно место.
На это я, с полном согласии со сказанным, заметил:
- Это так! Мы там же, где мадский еврей.
Mondanom sem kell, nem értem el a kívánt hatást cinkosnak és viccesnek szánt megjegyzésemmel. Ismerősöm, és ha jól sejtem, olvasóim egy része sem ismeri az „ott vagyunk, ahol a mádi zsidó” szólásmondást. Ezért most bátorkodom mindenki előtt feltárni a Szerencs melletti kőfejtő és borászkodó település jiddisének történetét.
Mádon már jó ideje foglalkoznak bortermesztéssel és annak értékesítésével. A környéken a huszadik század előtt számos zsidó család letelepedett, közülük egy – nevezzük Kohn-nak – is így tett, és bekapcsolódott a napfény ízű nedű palackba zárásának mesterségébe. Azonban Kohn ritka kényelmes ember volt és napjában többször kapták rajta, amint békésen szunyókál a pince hűvösében. Tulajdonképpen bárhol képes volt álomra hajtani fejét.
Излишне говорить, что я не достиг желаемого эффекта своей шутки и  замечания. Мой знакомый и, как я предполагаю, частью мои читатели не знакомы с поговоркой «Мы там же, где мадский еврей». Поэтому сейчас беру на себя смелость представить историю, известную среди карьеров и виноделен вблизи Серенча.
В Маде издавна занимаются изготовлением вина и торговлей им. В этом районе в начале двадцатого века жили многочисленные еврейские семейства, и среди них один – назовем его Кон – занимался тем же, достигнув мастерства в разливании по бутылкам нектара со вкусом солнечного света. Однако Кон был на редкость неторопливый человек, и в полдень много раз случалось обнаруживать его мирно спящим в прохладе погреба. Собственно, ему было всё равно, куда преклонить для сна голову.
Egyik nyáron, egy különösen bágyasztó és lusta délelőttön Kohn-t felesége elküldte a közeli Szerencsre, hogy a piacon szerezzen be ezt-azt a család számára. Kohn szolgálatkészen már fel is pattant a szekérre, mely elé egyetlen árva szamarát fogta be. Amint azt már valószínűleg sejtjük, hősünk ezúttal is elaludt szolgálatteljesítés közben. Ahogy elrázta a szekér, a Nap pajkosan csiklandozta arcát, és mire kiért Mádról már úgy aludt, mint a bunda. Однажды летом, одним особенно жарким м ленивым утром,  жена Кона отправила  его в рядом лежащий Серенче, на рынке приобрести того-сего для семьи. Кон с готовностью [как на службу] взобрался на телегу, в которую был запряжен единственный его осел. Как вы уже наверняка подозреваете, во время несения этой службы наш герой уснул. Телега покачивалась, солнце, шаля, щекотало его лицо, и к тому времени, когда достиг он Мада – спал, как тулуп.
Na, a csacsinak sem kellett több, megvolt neki a magához való esze, hamar visszafordult a határban, és mire Kohn feleszmélt, már újra a saját portáján találta magát. Szerencséjére a felesége hátul volt, a kertben. Ну, ослу и больше и требуется, чем чтоб предоставили его самому себе, и вскоре он повернул обратно, и когда Кон очнулся, обнаружил себя снова на собственном дворе. На его удачу*, жена его была за домом, в саду.
Kohn gyorsan irányba fordított a szamarat, mérgesen a farára csapott és újra nekiindult Szerencsnek. Úgy döntött, hogy egy pillanatra pihenteti a szemét, de amint újból felpillantott megint otthon volt. Mind ahányszor nekivágott az útnak, annyiszor találta magát otthon, eredménytelenül. Ez nagy mulatságot okozott a faluban és hamar híre ment a környéken, hogy Kohn szamara miként tréfálta meg a könnyen elalvó mádi zsidót. Кон быстро развернул осла, сердито ударил по заду и направил к Серенчу. Решил, что на одну минутку прикроет глаза, но когда снова поднял взгляд, оказался опять дома. Сколько раз отправлялся в путь, столько раз и оказывался дома, безрезультатно. Это доставило развлечение деревне, и вскоре по всем окрестностям распространилась шутка про Кона и его осла или про мадского еврея.

*Интересно, нет ли тут игры слов. Посылала жена Кона в Серенч / Szerencs. А «на его счастье, к его удаче» – серенчейере / szerencséjére. Корень один и тот же.

Источник
Tags: Вино, Еврейский_квартал, Экскурсии
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Токай. Дождь

    Дождь начался еще в Будапеште и не закончился до самых Токайских гор. Это северо-восток Венгрии, мы ехали небольшой компанией с целью…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Featured Posts from This Journal

  • Токай. Дождь

    Дождь начался еще в Будапеште и не закончился до самых Токайских гор. Это северо-восток Венгрии, мы ехали небольшой компанией с целью…