anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Прочитано

Венгерский историк Балаж Тренчени — о том, как мистификации определяют будущее и как споры об исторических событиях могут привести травмированное общество к миру

Важно понимать, что историческая память — это всегда еще и личные, индивидуальные воспоминания, которые могут сильно варьироваться. А главное — мы не можем их экспериментально проверить.
*
Я думаю, что нашей целью как историков должно быть создание диалога — больше, чем примирение.
*
Если национальная идентичность строится исключительно на таких спорных и неоднозначных вещах, то она будет неустойчива к критике, к серьезной ревизии, а главное — будет плохо выполнять свою интегративную функцию.

Я приведу вам пример из венгерской истории, который может помочь объяснить, что я имею в виду. Зимой 1945 года, когда Красная армия еще вела бои за Будапешт, перед советскими административными и политическими органами уже стояла задача по выработке взаимоотношений между русскими и венграми. Это было непросто, так как в массовой венгерской памяти русские в основном вспоминались в контексте военных конфликтов, и особенно — в качестве тех, кто подавлял Венгерскую революцию 1848-1849 годов. Тогда венгерский коммунист и писатель Бела Иллеш написал статью о том, что не все русские была душителями свободы: он рассказал о некоем капитане Гусеве, который во времена революции перешел на сторону восставших венгров, после чего был осужден российским судом и повешен. Иллеш не приводил каких-либо документальных подтверждений своей истории — он ссылался на то, что до войны видел в Минске документы, посвященные этому делу, но что теперь они были уничтожены из-за войны. В общем, это была неправда, никаких подтверждений существования такого человека ни русские, ни венгерские историки не нашли. Но этот миф был очень широко распространен, шли разговоры о «перезахоронении» Гусева из СССР в Венгрию, в Будапеште до 1989 года была улица Гусева.

Миф намеренно поддерживался, потому что он был важен по политическим причинам. Но еще во времена социализма эта история перестала многими историками считаться правдивой, и хотя она и стала символом фальсификации истории уже после 1956 года, но открыто поставить вопрос о ее правдивости стало можно только в 1980-х. После падения коммунистического режима в Венгрии эта легенда окончательно была разоблачена. Именно это я имел в виду, когда говорил о хрупкости национальной идентичности, построенной на легенде. Ее легко разрушить, так как у нее нет реальной основы.

https://openrussia.org/post/view/18720/
Tags: Прочитано
Subscribe

  • Ничего себе девайс

    Это плакат венгерского художника Иштвана Хоркая / István Horkay для проекта «1917–2017». Оно, конечно, на здешних…

  • Попались плакаты про будапештский транспорт

    Здесь еще – с Икарусами, синими мытищинскими поездами 3-й линии метро, с желтыми трамваями.

  • 1917–2017

    По случаю столетия семнадцатого года на ФБ-странице у Сергея Ивановича Серова, Президента Академии графического дизайна и Московской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Ничего себе девайс

    Это плакат венгерского художника Иштвана Хоркая / István Horkay для проекта «1917–2017». Оно, конечно, на здешних…

  • Попались плакаты про будапештский транспорт

    Здесь еще – с Икарусами, синими мытищинскими поездами 3-й линии метро, с желтыми трамваями.

  • 1917–2017

    По случаю столетия семнадцатого года на ФБ-странице у Сергея Ивановича Серова, Президента Академии графического дизайна и Московской…