
На площади возле Парламента, на фоне его неоготических арок, пинаклей и вимпергов, возвышается статуя графа Андраши. Конная статуя – так обычно изображают императоров, от Марка Аврелия до Петра Великого. Граф Андраши – не император. Генерал кавалерии, премьер-министр Королевства Венгрия и министр иностранных дел Австро-Венгрии – да, карьера завидная, но памятник свидетельствует явно не о служебных его достижениях и тем более не о военных (в качестве полководца он выступал как бунтовщик – против имперских войск воевал).
При этом памятник-то сам по себе куда как информативен – в нем всё сказано: за что граф удостоен такой чести и чем он венгерской истории ценен.

Главная сцена изображена в горельефе, смотрящем в сторону Дуная. Давайте сейчас забудем все, что нам известно о венгерской истории, и посмотрим на нее непредубежденным взглядом постороннего.

Вопрос: кто в этой сцене главный? На какую фигуру в первую очередь падает взгляд, к кому он возвращается снова и снова?
Императрица Елизавета, естественно. Прекрасная Сисси. Ей уделено больше всего места, вокруг нее уважительный ореол пустого пространства – так на странице в книге пустые поля окружают стихотворение, так белое поле паспарту окружает гравюру. Она здесь – единственная дама и, в конце концов, она просто красива.
Тут, правда, знающие люди уже тут должны начать ухмыляться: «Андраши, говорите, и Елизавета? Граф Дьюла и императрица Сисси? О, да! как же, как же…»

И вспоминать соответствующие кадры из фильма Sissi – Die junge Kaiserin.
Но дело не в романтических отношениях: Елизавета оказалась посредницей между венграми и Францем Иосифом, между графом Андраши и супругом-императором. Именно «оказалась» – глагол тут как никогда к месту.
Так что граф Андраши, возможно, нашептывает Елизавете в прекрасные ушки не слова любви, а тезисы политической программы венгерских оппозиционеров.

Персонажи слева нас не очень интересуют: фигуры в национальных костюмах и с перьями на шляпе функцию исполняют очевидно декоративную. Зато справа от Елизаветы, в скромной глубине, но в центре, в полном соответствии с исторической ролью, не блестящей, но центральной – не кто иной, как Ференц Деак, создатель двойной конституционной Австро-Венгерской империи, «отец Австро-венгерского соглашения», человек, изменивший карту Европы и ход европейской истории.
И пусть никого не обманывает тот факт, что он здесь – в глубине сцены, не объемной фигурой, а почти плоским рельефом…

Рельефом-то рельефом, но зато изображение его основано на каноническом портрете, известном каждому здешнему школьнику.

Взрослым же не даст забыть, как выглядел Ференц Деак, самая крупная венгерская купюра – в 20 тысяч форинтов.
В посте и статье для сайта GEO под названием «Романтики и зануды» зануда – как раз он. Солидный, спокойный, трезвомыслящий. Даром, что ли, памятник ему возле Цепного моста изображает человека, изменившего ход истории, спокойно сидящим в кресле? Но, по мне, как раз таких зануд стоит ценить на вес золота, а романтиков, как моя бабушка говорила – на рупь два ведра. Создать империю (а Австро-Венгрия – это империя куда более хитро, даже слишком хитро организованная, чем империя Австрийская, милостиво оставленная Наполеоном Габсбургам на память о былом величии), так вот, создать соответствующую новому буржуазному времени империю, не будучи ни правителем, ни полководцем, ни даже дворянином, не пролив ни единой капли крови – это дорого стоит.
Да бог с ней, с империей. Эскиз Евросоюза – вот что придумал Ференц Деак. В сотрудничестве с графом Андраши и при посредничестве императрицы Елизаветы он организовал ни много, ни мало, как Евросоюз XIX столетия, ЕС на две страны. Так что в центре композиции Деаку – самое место.

Итак, в нашем «рассказе по картинке» первой, сразу после главного героя, графа Андраши, будет упомянута Елизавета, вторым – Ференц Деак. Дальше взгляд зацепится за фигуру в церковном облачении, но проследует в сторону, поскольку лица священника не разглядеть, кто такой без заглядывания в энциклопедию – не выяснить. Крест в руках фигуры справа задержит наш взгляд тоже ненадолго, но все же его мы заметим раньше, чем…
А в самом деле, кто это – в тени от руки священнослужителя, почти спиной к зрителю, к Парламенту – лысиной, коленопреклоненный, ниже большинства прочих персонажей?
А это – Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф I, Божьей милостью император австрийский, апостолический король венгерский, король богемский, далматский, хорватский, славонский, лодомерский и иллирический, король иерусалимский и проч.; эрцгерцог австрийский; великий герцог тосканский и краковский; герцог лотарингский, зальцбургский, штирский, каринтийский, карниольский и буковинский; великий князь трансильванский; маркграф моравский; герцог верхней и нижней Силезии, моденский, пармский, пьяченцский и гвастальский, аушвицкий, заторский; тешинский, фриульский, рагузский и зарский; владетельный граф габсбургский и Тирольский, кибургский, горицский и градишский; князь трентский и бриксенский; маркграф Верхних и Нижних Лужиц и Истрии; граф Гогенемс, Фельдкирх, Брегенц, Зоннеберг и проч.; государь Триеста, Котора и Вендской марки; Великий воевода Сербии,и прочая, и прочая, и прочая.
Горельеф и изображает сцену коронования императора Франца Иосифа короной святого Иштвана в качестве короля Венгрии, каковая коронация происходила на противоположном берегу Дуная, в церкви Матьяша 8 июня 1867 года.

Вот так это было. Илл.
Как видите, граф Андраши и тут – на первых ролях, вместе с эстергомским архиепископом Яношем Шимором (вот как зовут священника) коронует императора – королем.

Szent István koronáját a budai Mátyás templomban,
1868-06-08 (részlet) Илл.
К тому времени 15 марта 1867 года уже было заключено Австро-венгерское соглашение (Австро-венгерский компромисс, нем. Ausgleich; венг. kiegyezés) между Францем Иосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком.
И тут надо бы обратить внимание на важный нюанс: договор-то заключают, с одной стороны, император и, с другой, венгерские политики, то есть повелитель и его подчиненные. Император и его подданные.
Вот так и явится на свет новая империя, Австро-венгерская, двойная и конституционная.

Памятник, заново созданный в наши дни, впервые был установлен в 1906 году (скульптор Zala György).
К тому времени все уже умерли: и эстергомский архиепископ Янош Шимор, и Ференц Деак, вскоре после главного своего свершения тихо удалившийся с политической арены, и граф Дьюла Андраши, успевший стать Министром иностранных дел той самой, созданной при прямом его участии, Австро-Венгрии, и императрица Елизавета, смертельно раненная итальянским анархистом на берегу Женевского озера.
И из всех главных действующих лиц в живых останется только тот, кто изображен на горельефе памятника графу Андраши почти спиной к зрителю, в тени от руки священника, к Парламенту лысиной, коленопреклоненным – Франц Иосиф I, Его Императорское и Королевское Величество, Божьей милостью император австрийский, апостолический король венгерский, король богемский, далматский, хорватский, славонский, лодомерский и иллирический, король иерусалимский

и прочая, и прочая, и прочая.
А так, Деак оформил раздел габсбургского наследства между немцами и венграми. М.б. даже лучше так сказать: оформил вырывание венгерским национальным движением большей части империи из рук немцев. Как к этому отнеслись допустим чехи, у Гашека хорошо отражено. В итоге детище Деака посыпалось, венгры переживают, понимаю, но чехов с хорватами тоже понимаю. Появились "коронные земли", а всё равно посыпалось.
Нездорово придётся ЕС, если будет строиться на таком эскизе, подумалось мне.
Но ЕС не основывался на победе какого-то автономистского нац.движения внутри лоскутной империи. К счастью для ЕС, он кажется по какому-то другому эскизу сконструирован.
Даже "принцип организации", не "заложенные основы". Я художник по первому образованию. Эскиз - штука предварительная. Проблем в этом первом опыте ЕС было выше крыши. И не было инструмента из решения. И был порох в подвале. И известно чем закончилось...
Но для того и делается эскиз - чтобы прикинуть, увидеть (именно: не в голове сочинить красивую теорию по Гегелю или Марксу, а сделать что-то вещественное, практическое), и далее вносить необходимые изменения и исправления.
такой эскиз..
В том-то и дело, что фактически Деак организовал договор "будто бы на равных" между формально очень даже неравными субъектами. Если угодно - сделал Венгрию субъектом.
спасибо