anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Category:

Шпилька императору

zMG_20161031_133934

На площади возле Парламента, на фоне его неоготических арок, пинаклей и вимпергов, возвышается статуя графа Андраши. Конная статуя – так обычно изображают императоров, от Марка Аврелия до Петра Великого. Граф Андраши – не император. Генерал кавалерии, премьер-министр Королевства Венгрия и министр иностранных дел Австро-Венгрии – да, карьера завидная, но памятник свидетельствует явно не о служебных его достижениях и тем более не о военных (в качестве полководца он выступал как бунтовщик – против имперских войск воевал).

При этом памятник-то сам по себе куда как информативен – в нем всё сказано: за что граф удостоен такой чести и чем он венгерской истории ценен.


zMG_20161031_133949

Главная сцена изображена в горельефе, смотрящем в сторону Дуная. Давайте сейчас забудем все, что нам известно о венгерской истории, и посмотрим на нее непредубежденным взглядом постороннего.


zMG_20161031_134029

Вопрос: кто в этой сцене главный? На какую фигуру в первую очередь падает взгляд, к кому он возвращается снова и снова?

Императрица Елизавета, естественно. Прекрасная Сисси. Ей уделено больше всего места, вокруг нее уважительный ореол пустого пространства – так на странице в книге пустые поля окружают стихотворение, так белое поле паспарту окружает гравюру.
Она здесь – единственная дама и, в конце концов, она просто красива.

Тут, правда, знающие люди уже тут должны начать ухмыляться: «Андраши, говорите, и Елизавета? Граф Дьюла и императрица Сисси? О, да! как же, как же…»





И вспоминать соответствующие кадры из фильма
Sissi – Die junge Kaiserin.

Но дело не в романтических отношениях: Елизавета оказалась посредницей между венграми и Францем Иосифом, между графом Андраши и супругом-императором. Именно «оказалась» – глагол тут как никогда к месту.
Так что граф Андраши, возможно, нашептывает Елизавете в прекрасные ушки не слова любви, а тезисы политической программы венгерских оппозиционеров.



zMG_20161031_134052

Персонажи слева нас не очень интересуют: фигуры в национальных костюмах и с перьями на шляпе функцию исполняют очевидно декоративную. Зато справа от Елизаветы, в скромной глубине, но в центре, в полном соответствии с исторической ролью, не блестящей, но центральной – не кто иной, как Ференц Деак, создатель двойной конституционной Австро-Венгерской империи, «отец Австро-венгерского соглашения», человек, изменивший карту Европы и ход европейской истории.

И пусть никого не обманывает тот факт, что он здесь – в глубине сцены, не объемной фигурой, а почти плоским рельефом…





Рельефом-то рельефом, но зато изображение его основано на каноническом портрете, известном каждому здешнему школьнику.




Взрослым же не даст забыть, как выглядел Ференц Деак, самая крупная венгерская купюра – в 20 тысяч форинтов.

В посте и статье для сайта GEO под названием «Романтики и зануды» зануда – как раз он. Солидный, спокойный, трезвомыслящий. Даром, что ли, памятник ему возле Цепного моста изображает человека, изменившего ход истории, спокойно сидящим в кресле? Но, по мне, как раз таких зануд стоит ценить на вес золота, а романтиков, как моя бабушка говорила – на рупь два ведра. Создать империю (а Австро-Венгрия – это империя куда более хитро, даже слишком хитро организованная, чем империя Австрийская, милостиво оставленная Наполеоном Габсбургам на память о былом величии), так вот, создать соответствующую новому буржуазному времени империю, не будучи ни правителем, ни полководцем, ни даже дворянином, не пролив ни единой капли крови – это дорого стоит.

Да бог с ней, с империей. Эскиз Евросоюза – вот что придумал Ференц Деак. В сотрудничестве с графом Андраши и при посредничестве императрицы Елизаветы он организовал ни много, ни мало, как Евросоюз XIX столетия, ЕС  на две страны. Так что в центре композиции Деаку – самое место.



zMG_20161031_134040

Итак, в нашем «рассказе по картинке» первой, сразу после главного героя, графа Андраши, будет упомянута Елизавета, вторым – Ференц Деак. Дальше взгляд зацепится за фигуру в церковном облачении, но проследует в сторону, поскольку лица священника не разглядеть, кто такой без заглядывания  в энциклопедию – не выяснить. Крест в руках фигуры справа задержит наш взгляд тоже ненадолго, но все же его мы заметим раньше, чем…

А в самом деле, кто это – в тени от руки священнослужителя, почти спиной к зрителю, к Парламенту – лысиной, коленопреклоненный, ниже большинства прочих персонажей?


А это – Его Императорское и Королевское Величество Франц Иосиф I, Божьей милостью император австрийский, апостолический король венгерский, король богемский, далматский, хорватский, славонский, лодомерский и иллирический, король иерусалимский и проч.; эрцгерцог австрийский; великий герцог тосканский и краковский; герцог лотарингский, зальцбургский, штирский, каринтийский, карниольский и буковинский; великий князь трансильванский; маркграф моравский; герцог верхней и нижней Силезии, моденский, пармский, пьяченцский и гвастальский, аушвицкий, заторский; тешинский, фриульский, рагузский и зарский; владетельный граф габсбургский и Тирольский, кибургский, горицский и градишский; князь трентский и бриксенский; маркграф Верхних и Нижних Лужиц и Истрии; граф Гогенемс, Фельдкирх, Брегенц, Зоннеберг и проч.; государь Триеста, Котора и Вендской марки; Великий воевода Сербии,и прочая, и прочая, и прочая.

Горельеф и изображает сцену коронования императора Франца Иосифа короной святого Иштвана в качестве короля Венгрии, каковая коронация происходила на противоположном берегу Дуная, в церкви Матьяша 8 июня 1867 года.



Вот так это было. Илл.

Как видите, граф Андраши и тут – на первых ролях, вместе с эстергомским архиепископом Яношем Шимором (вот как зовут священника) коронует императора – королем.



Szent István koronáját a budai Mátyás templomban,
1868-06-08 (részlet)
Илл.

К тому времени 15 марта 1867 года уже было заключено Австро-венгерское соглашение (Австро-венгерский компромисс, нем. Ausgleich; венг. kiegyezés) между Францем Иосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком.

И тут надо бы обратить внимание на важный нюанс: договор-то заключают, с одной стороны, император и, с другой, венгерские политики, то есть повелитель и его подчиненные. Император и его подданные.


Вот так и явится на свет новая империя, Австро-венгерская, двойная и конституционная.




Памятник, заново созданный в наши дни, впервые был установлен в 1906 году (скульптор Zala György).

К тому времени все уже умерли: и эстергомский архиепископ Янош Шимор, и Ференц Деак, вскоре после главного своего свершения тихо удалившийся с политической арены, и граф Дьюла Андраши, успевший стать Министром иностранных дел той самой, созданной при прямом его участии, Австро-Венгрии, и императрица Елизавета, смертельно раненная итальянским анархистом на берегу Женевского озера.


И из всех главных действующих лиц в живых останется только тот, кто изображен на горельефе памятника графу Андраши почти спиной к зрителю, в тени от руки священника, к Парламенту лысиной, коленопреклоненным – Франц Иосиф I, Его Императорское и Королевское Величество, Божьей милостью император австрийский, апостолический король венгерский, король богемский, далматский, хорватский, славонский, лодомерский и иллирический, король иерусалимский




и прочая, и прочая, и прочая.

Tags: Австро-Венгрия, Венгерские_истории, Габсбурги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Граф Андраши: памятник, барельефы

    Кажется, это последний штрих в длительной реконструкции площади перед Парламентом. На постаменте конного памятника графу Дьюле Андраши…

  • Тоже Андраши

    https://www.flickr.com/photos/eclipse_chaser/

  • Андраши на коне

    foto Кажется, это последний из больших штрихов в реконструкции площади перед Парламентом. Памятник графу Андраши снова на своем месте.…

  • Трудности перевода

    Памятник Ференцу Деаку – заметный объект в Будапеште. Личность замечательная. Не так уж часто случается создать империю не государю, не…

  • Картинки и цитаты к вчерашнему посту

    Герои Венгерской Революции 1848 года... ...и сама Революция. Внизу – Шандор Петефи, Лайош Кошут, Иштван Сечени, Лайош Баттяни, Ференц…

  • Романтики и зануды

    Есть исторические персонажи, которые служат примерами для подражания и эталонами национальной доблести. И есть те, чьи действия изменили ход…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments