anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Ведьмы в Венгрии***

Оригинал взят у nataliselvinier в ***
A forgószélbe dobott bal cipő megjelenésre kényszeríti
a benne táncoló boszorkányt.

Róheim Géza. Magyar néphit és népszokások

Левый башмак, брошенный в вихрь, заставляет показаться
танцующую в нем ведьму.

Геза Рохейм. Обычаи и верования венгерского народа.


Нашла любопытную книгу: сборник судебных актов по ведовским процессам в Венгрии. Добрая часть документов, естественно, на латыни. Однако каждое отдельное дело сопровождается кратким описанием на венгерском языке: кто, кого, когда, где и в чем обвинил, был ли приговор суда и какое вынесено наказание, а также исполнено ли оно. Вот это очень люблю - история в лицах, т.е. не какие-то абстрактные глобальные процессы, а повседневная жизнь, конкретные судьбы как отражение этих самых глобальных процессов.

Перевела (пока не до конца, но к этому стремлюсь) вступление к книге, в котором дано общее описание веры в ведьм и ведовских процессов в Венгрии. Буду выкладывать по частям.



ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ВЕНГРИИ. СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ.
Под редакцией Андора Комароми.
Издательство Венгерской академии наук. Будапешт, 1910.
Предисловие
Вера в ведьм и развернувшаяся на ее основе охота на ведьм, которая на протяжение нескольких сотен лет, как эпидемия, скосившая сотни тысяч жертв, опустошала – главным образом - Западную и Центральную Европу, является темным пятном в истории духовно-нравственного развития человечества. Вместе с тем она порождает вопросы, любопытные с точки зрения разных областей науки.

Сам по себе факт, что погибло такое количество людей, которым предъявляли, с нашей теперешней точки зрения, совершенно нелепые обвинения, требует пристального внимания. Еще более удивительно то очевидное противоречие, что эти средневековые суеверия буйно расцвели не в мрачное Средневековье, а на заре Нового времени – в эпоху открытий, расцвета искусств и возрождения наук, которой принято приписывать торжество совести и свободного разума.

Исследователя религиозных воззрений интересует, как средневековая схоластика сформировала и усиливала веру в дьявольскую силу, посредством чего понятие колдовства становилось все более страшным и удивительным.

Для науки уголовного права важно пронаблюдать, какую роль играла инквизиция в усилении гонений на ведьм и колдунов, и особенно: в какой мере ответственна за массовость преследований и ужасающе возросшее число жертв заблуждений разработанная в рамках инквизиции процедура по выявлению и истреблению ереси, которая с чрезвычайной жестокостью и изворотливостью применялась также в отношении считавшегося ересью колдовства и которая в своем роде наилучшим образом предстает перед нами во всемирно известном, признанном в качестве официального кодекса «Молоте ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.

Психиатров и неврологов интересует, не страдали ли те несчастные женщины, которые признавались в невероятных вещах, от душевных болезней и истерии.

Исследователи этнопсихологии и мифологи находят интересный материал в показаниях свидетелей: прозвучавшие из «народных уст» и официально зафиксированные суеверия.

В соответствии с этим, практически на каждом европейском языке существует множество, в определенной части выдающихся, работ, литературы, занимающейся данными вопросами.

В нашей научной литературе ведовские процессы до настоящего времени подробно (по крайней мере публично) не освещались. Этому вопросу посвящена только одна немецкоязычная работа: Фридрих Мюллер. Beiträge zur Geschichte des Hexenglaubens und des Hexenprozesses in Siebenbürgen. Однако данная книга рассматривает исключительно процессы, имевшие место в районе проживания трансильванских саксов, и, опираясь на малое количество данных, приходит к ошибочным заключениям.

Один наш выдающийся ученый, Аладар Баллаги, более внимательно занимался предметом и даже, по моим сведениям, читал лекции по данной теме в будапештском университете.

Эти труды однако не стали достоянием общественности. Многие проявляли определенный интерес к ведовским процессам: Мар Бел, Фесслер, Чаплович, Сирмаи публиковали некоторые данные. В научных и научно-популярных изданиях, в монографиях городского и комитатского уровня, в паре научных работ было представлено немало ведовских процессов. Среди тех, кто публиковал эти данные, мы встречаем наиболее уважаемые в нашей исторической науке имена.

Тем не менее, все эти публикации, несмотря на ценность многих из них, недостаточны для того, чтобы мы получили четкое и ясное представление о ведовских процессах в Венгрии, о их течении и распространении, о подлежавшей применению законной процедуре и о их связи с соответствующими процессами за рубежом. Однако они были достаточны для того, чтобы, обратив на них свой интерес, мы могли заметить, каким образом подавляющее большинство процессов в Венгрии существенно отличается от зарубежных процессов периода охоты на ведьм, в том числе, что касается веры в ведьм как основы таких процессов.

Вследствие моих культурно-исторических исследований я уже давно считаю невозможным, что король Венгрии Кальман как будто бы не верил в существование ведьм. Я не мог поверить, что даже самый выдающийся ум способен настолько подняться над духовными воззрениями своей эпохи, чтобы опередить ее на несколько столетий. К изучению ведовских процессов меня привело, с одной стороны, это обстоятельство, а с другой стороны – что казалось более заманчивым – я надеялся найти среди озвучиваемых в суде суеверий фрагменты и отголоски языческих верований наших предков.

Когда же во время своих исследований я заметил существенные отличия между процессами в Венгрии и между зарубежными процессами времен расцвета охоты на ведьм, я решил, что буду заниматься выяснением вопросов, связанных с венгерскими ведовскими процессами.

Так как имевшиеся публикации казались мне недостаточными для того чтобы прийти к верным заключениям, я понял, что первый, самый необходимый шаг – сбор большего количества данных.

Я начал поиски в городских и комитатских архивах, в собрании рукописей Венгерского национального музея, копировал материалы ведовских процессов, из очень объемных томов - делал выписки. Результатом этой работы стал настоящий сборник документов.

Больше всего данных предоставил комитат Бихар: материалы и документы по 66 процессам, из которых 45 были найдены в комитатском архиве, 21 – в собрании рукописей Венгерского национального музея. Удалось собрать: в городском архиве Дебрецена – 60, в городском архиве Коложвара – 35, в комитате Угоча – 22, в муниципалитете Араньошсек – 20, в муниципалитете Марошсек – 18, в Дешском городском архиве – 25 дел. В собрании рукописей Венгерского национального музея я нашел выписки из 17 дел, разбиравшихся в комитате Тренчин, и из 5 дел, разбиравшихся в комитате Ваш (замок Кёрменд). Государственный архив предоставил данные только по заключительному периоду ведовских процессов, когда королева Мария Терезия начала их ограничивать: королевские указы, распоряжения наместников, властные предписания, возбужденные процессы и иные данные за период с 1756 по 1768 годы. Всего мне удалось найти 308 до сих пор не известных фактов. Помимо этих данных, я стремился исследовать и уже имеющиеся публикации. Последние я привожу не в полном объеме, а только кратко излагаю их суть и указываю источник, откуда я почерпнул сведения. Таких фактов в данном сборнике имеется 153, следовательно, в совокупности он содержит 461 факт.

Из уже имеющихся печатных изданий более всего данных предоставила вышеупомянутая работа Фридриха Мюллера, из которой я почерпнул сведения о 47 процессах, имевших место в районе проживания трансильванских саксов. В ежегоднике археологического общества комитата Бекеш я нашел поистине ценные данные о 13 процессах. Также в качестве одного из ценнейших источников следует назвать архив документов Яноша Райзнера по истории города Сегеда. Остальные данные, отчасти весьма любопытные, я собирал разрозненно.

Я посчитал важным перечислить комитаты и города, из которых поступили материалы, потому, что при таком перечислении сразу же видно, что в данном сборнике представлен, в основном, регион Потисья – главным образом, Трансильвания и Затисье. К сожалению, о ведовских процессах в Задунавье и на палоцких землях едва ли есть сведения. Однако те немногочисленных факты, которые мне удалось раздобыть, подтверждают, что данные процессы похожи на те, что имели место в других регионах.
На основании вышеприведенных сведений нельзя сделать вывод, в каком регионе было более всего ведовских процессов, уже хотя бы потому, что, учитывая всю территорию страны, мне предоставился случай проводить исследования только в небольшом количестве городов и комитатов. К тому же и в этих местах результат зависел, главным образом, от того, в каком объеме сбережена документация и реестры прошлых столетий. Так, в городском архиве Коложвара, где сохранились действительно интересные акты конца XVI-го столетия и где мне удалось собрать данные о наиболее давних процессах, из актов XVII-го века осталось мало, актов же XVIII-го века не осталось вообще. В комитате Бихар имеется очень мало документов по последним годам XVII-го столетия, протоколы XVIII-го столетия, напротив, сохранились практически в полном объеме. Архив города Дебрецена – один из наиболее цельных, но и в нем очень много пробелов.

То обстоятельство, что многие акты оказались утрачены, влечет за собой фрагментарность большей части нашей публикации. Местами присутствует только обвинительный акт или протокол первого слушания, иной раз – одни лишь показания свидетелей, во многих случаях – только приговор.

Тем не менее, фрагментарность публикаций не препятствует выявлению сущности вещей, так как они взаимно проливают свет друг на друга и взаимно друг друга подкрепляют. Дополнение и возможное исправление многих эпизодов в любом случае будет возможно на основании последующих, весьма необходимых исследований.

До тех же пор, пока мне представится возможность опубликовать результаты моих исследований в более обширном научном труде, я кратко обрисую те существенные различия, которые выявились между подавляющим большинством венгерских ведовских процессов и ведовскими процессами времен эпохальных гонений на ведьм.

to be continued
Göcseji boszorkányok éjjel 11 óra után
lepedőt borítanak magukra,
a tehén tőgyét emberi ürülékkel bekenik,
azután az állat előtt tancolnak és magukban
boszorkánymondásokat mormolnak
és úgy ugrálva fejik a tejet a kis bögrébe.


Róheim Géza. Magyar néphit és népszokások

Гёчейские ведьмы ночью после 11
заворачиваются в простыню,
мажут коровье вымя человеческими испражнениями,
после танцуют перед животным, бормочут про себя
ведьминские заклинания
и, так прыгая, доят молоко в маленькую чашку.


Геза Рохейм. Обычаи и верования венгерского народа.

Продолжение этого перевода.

В час по чайной ложке, но, наверно, когда-нибудь переведу до конца.

Сначала хотела слукавить, пропустив ту часть, где речь идет об общеевропейской ситуации с ведовскими процессами, и перейти сразу к Венгрии, однако в ней есть интересные моменты, необходимые для понимания венгерских реалий.

Например, автор (забегая вперед: эту часть я еще не перевела, но прочитала) очень интересно рассказывает про того самого венгерского короля Кальмана, который якобы запретил преследование ведьм на том основании, что их не существует. Автор пишет, что речь, в действительности, идет не о ведьмах, а о неких потусторонних существах (каких - ниже в переводе), вера в которых была запрещена христианскими правителями (видимо, таким образом боролись с пережитками язычества). Ведьмы же и колдуны по представлениям тех времен - совершенно реальные живые люди из плоти и крови, вставшие на сторону зла и получившие свои способности от темных сил. Вот их-то преследовать и наказывать можно и нужно, чем усердно занимались о той поре правоохранительные органы, в том числе - в Венгрии.

Первооснова и самая важная составляющая любой веры в ведьм – страх того, что с помощью колдовства можно причинить вред и вызвать несчастья. Во все времена повсеместно существовало поверье, что отдельные индивиды могут обладать сверхчеловеческими способностями и с помощью демонов или богов либо посредством тайных знаний исцеляют людей и животных либо вредят им, причиняют смерть, разного рода ущерб, гадают и т.п., т.е., одним словом, являются колдунами.  В этом можно убедиться на многочисленных примерах из книг этнографов и известных путешественников о существующих в наши дни примитивных и варварских народах. Это подтверждают также ассиро-вавилонская клинопись и египетские пергаменты.

Рим тоже был полон колдунами разных мастей, однако с точки зрения уголовного права, объектом внимания становились только те, кого подозревали в причинении ущерба. Причиненный таким образом ущерб называли maleficium, veneficium, а причинившего его колдуна – maleficus, veneficus. Сформировавшаяся под влиянием римлян европейская цивилизация переняла название maleficus, которое стало обычным обозначением для колдунов-злоумышленников.

Иные политеистические религии преследовали и наказывали не самого колдуна, а причиненный посредством колдовства вред. Однако уже в первой книге законов монотеистической религии для каждого колдуна определено строжайшее наказание. В Книге Исход сказано: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18). В течение всего Средневековья, более того - и в XVIII веке на нее ссылались во время ведовских процессов.

В христианском Риме, руководствуясь соответствующей концепцией, наказывали уже не только причиненный колдунами вред, но и вообще любой акт колдовства, о чем свидетельствуют кодекс Феодосия II (438) и кодекс Юстиниана (529).

Изложение того, какие законные процедуры применяли германские народы, поселившиеся на обломках рухнувшей Римской империи, заняло бы много времени. В целом, дело обстояло так: существовала вера в действенность многих видов колдовства, многочисленные же суеверия, бытовавшие в народной среде, светские и церковные власти ставили под сомнение и запрещали веру в эти явления.

На протяжении всего Средневековья не только народ, но также церковные и светские власти были убеждены, что посредством колдовских чар, успех которых объясняли участием дьявола, можно причинить разнообразный ущерб. Обычно верили в то, что колдуны вредят животным, ухудшают удойность коров, насылают болезни на людей, доводят до смерти или безумия, порождают ненависть между влюбленными, наводят любовные чары, лишают мужчин мужской силы, переносят посевы с одного поля на другое, вызывают бури. Все это совершается с помощью разных средств и методов: собранные во время специальных обрядов травы, заговоры и наговоры, предметы, помещаемые на пути следования жертвы или под порог ее дома, восковые фигурки, которые протыкали или бросали в огонь, чтобы причинить жертве смерть, и т.п.

На основании этих убеждений в течении всего Средневековья колдунов и ведьм (maleficus) сурово наказывали. Кроме явлений, составляющих понятие maleficium, в народной среде существовало также множество поверий, не признаваемых светской и церковной властью.

Среди последних я назову только веру в стригоев, т.к. в дальнейшем это будет необходимо для выяснения сути нашего предмета, а также веру в то, что определенные группы еретиков проводили под председательством дьявола святотатственные собрания.

Стригоями (стригами) считали способных летать ночных существ, которые пожирали людей, особенно детей, высасывая их кровь. У этого понятия было множество разновидностей. Существовали представления, что некоторые женщины обладают качествами существ потустороннего мира и летают ночами в поисках разврата. Данные народные верования власти не просто не признавали, но и прямо запрещали. Законы франков, алеманнов, лангобардов в этом отношении отражают единую точку зрения. Король лангобардов Ротари предписывает (643 г.), что христианам непозволительно верить в существование стригоев, и строго запрещает судьям возбуждать производства на основании таких обвинений.  Карл Великий (787 г.) применительно к саксам в I. капитулярии угрожал смертной казнью тому, кто убьет стригоя*.

to be continued
_________________
* Видимо, имеется в виду: тому, кто убьет человека, подозревая, что он стригой
Tags: Прочитано
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments