
Всё началось с письма. Есть на свете сайт www.zolotarevarchives.com с коллекцией фотографий из семейных архивов. Его хозяйка Alice West прислала мне несколько сканов с просьбой уточнить места съемки. С какими-то снимками всё было очевидно, какие-то показались мне очень интересными, поскольку запечатлении старый Будапешт времен Австро-Венгрии, а с какими-то пока – загадка.
Принадлежали фотографии российскому дипломату Дмитрию Ивановичу Абрикосову, который работал в посольствах России в Англии, затем в Китае и Японии. Он и сам по себе фигура интересная, но о нем потом. Известно, что с 1903 по начало 1906 года он работал в Лондоне, временами выезжая оттуда в Париж. В его архиве, как пишет Алиса, есть немало фотографий Лондона и Парижа – и неупомянутого в воспоминаниях Будапешта.
Начнем с самого интересного.
Площадь Героев, Выставочный зал – Мючарнок (венг. Műcsarnok). Он был построен к 1896 году, но существующая сейчас мозаика на фронтоне появилась значительно позднее, в 1941 году. На фотографии мозаики еще нет. Но еще показательнее, что перед фасадом здания – сквер с бассейном и не попавшим в кадр фонтаном. Сейчас-то площадь – ровная пустая плоскость, замощенная камнем. А первоначально там действительно был сквер, с зеленью, с двумя симметричными фонтанами. Их хорошо видно на фотографиях 1930-х гг.

Фонтан. Обратите внимание на скульптурную группу на колоннаде, слева.

Дамы, сквер.

Площадь, 1935 год, вид сверху.
Монумент Тысячелетия строился с 1896 по 1906 г. Аллегорические фигуры на колоннадах установлены были в 1906 г. А на снимке мы видим группу «Война» (Марс на колеснице, запряженной двумя конями) на ступенях Мючарнока. Получается, это момент перед установкой, надо полагать, как раз 1906 год.
Значит ли это, что скульптуры выставлялись для публичного обозрения на площади, перед тем, как быть поднятыми на колоннаду?
Колоннада достойна внимательного рассмотрения и сама по себе, с ее-то непростой историей. Но рассматривать эти фигуры приходится сильно снизу, не взлетишь. Хотя… тут фотографии Максима, посмотрите. А тогда, стало быть, публика могла полюбопытствовать: так ли скульптор Дьёрдь Зала изобразил бога войны? не ошибся ли в конструкции колесницы? всё ли в порядке с лошадиными пропорциями? Ну, если, конечно, считать, что это именно та скульптура…

Продолжение следует.