anna_bpguide (anna_bpguide) wrote,
anna_bpguide
anna_bpguide

Categories:

Сны



Посмотрели фильм Иштвана Сабо «Улица Пожарных, 25» / Tűzoltó utca 25. Сюжет пересказывать не получится, да и нету сюжета. Лето. Жители будапештского дома – классического будапештского дома, с двором и галереями, одного из тех, о которых «Коллекция двориков», – ложатся спать. Но жарко, и не спится.




Их мучают кошмары. Им снится ХХ век.





Как в любом кошмаре, не очень-то понятно, что происходит. Каждый отдельный эпизод вроде логичен, но как они стыкуются друг с другом? Почему празднование дня рождения заканчивается фразой «Я дезертир»? А продолжается любовной сценой: «Какая ты красивая…»



*


*


*



Почему соседи начинают прятаться от соседей? Почему одни соседи начинают прятать других соседей от третьих соседей? Кто в кого стреляет? И в кого надо стрелять? Кто «наши»?




«А что еще делать? Мы такая маленькая страна, мы даже воевать  не умеем». «Венгрия – слишком маленькая страна, чтобы быть независимой…»




Диалог с соседями:
– Нам придется уехать. Можно, я оставлю вам несколько стульев?
– Конечно, можно.
– Если мы не вернемся, делайте с ними, что хотите.
– Не говорите так. Всё это пройдет.
– Пройдет?
– Поверьте, так и будет. Я могу вам чем-то помочь?
– Нет. Но всё равно спасибо.
– Будьте осторожны, берегите себя.




Этот же диалог – только каждый будет произносить ту реплику, что прежде принадлежала собеседнику, – повторится слово в слово. Через десять минут – в фильме, через два года – в жизни, а во сне..? Во сне, в ночном кошмаре, время идет как хочет.



*


*


*



– Надо его разбудить.
– Но он только что уснул.
– Ему снится кошмар. Если человеку снятся кошмары, его нужно разбудить.



*


*


*


*


*



Дом под этим адресом есть в Будапеште, в Ференцвароше.




Но в фильме – другой.
Точно такой же, как на каждой улице Пешта времен Австро-Венгрии, постройки 1880-90-х. Может, атланты над воротами отличают его от дома на соседней улице, может, высота фронтонов над арочными окнами.


Но этих деталей не разглядеть – темно, ночь.
Álom a házról – подзаголовок фильма: сон о доме.


Десять минут фильма:



«Házunk a múlt egy darabja, az emberek, akik itt laknak, a múlt emlékeinek szövevényében élnek, életük legnagyobb döntéseit a háborús évek követelték tőlük, s emberségük, magatartásuk döntő próbái elé is akkor álltak». – írja Szabó István a film mottójában

«Наш дом – фрагмент прошлого, люди, которые в нем обитают, живут переплетениями прошлого, их жизнь наибольших решений от них требовала в годы войны, и перед ними так же стояли вопросы человечности, их поведения», – писал Иштван Сабо.
Так ли?


Tags: Венгерские_истории, Фильмы, ХХ_век
Subscribe

  • 344. Дома Будапешта устроены, как люди

    Они равно настолько же одинаковы, насколько похожи друг на друга мы. Голова, как правило, наверху. Рук и глаз обычно по две штуки. И ростом мы не…

  • 343. Летний двор на Летней улице

    Вообще будапештский двор летом устроен так. Ползёшь по раскалённой улице, где справа-слева каменные фасады с изнемогающими от жары львиными…

  • 342. Посторонним вход запрещён

    Наверняка запрещён – дом-то на реставрации. Но был вечер, рабочие уже ушли, а жители, в незначительном количестве в доме обитающие, уличные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • 344. Дома Будапешта устроены, как люди

    Они равно настолько же одинаковы, насколько похожи друг на друга мы. Голова, как правило, наверху. Рук и глаз обычно по две штуки. И ростом мы не…

  • 343. Летний двор на Летней улице

    Вообще будапештский двор летом устроен так. Ползёшь по раскалённой улице, где справа-слева каменные фасады с изнемогающими от жары львиными…

  • 342. Посторонним вход запрещён

    Наверняка запрещён – дом-то на реставрации. Но был вечер, рабочие уже ушли, а жители, в незначительном количестве в доме обитающие, уличные…